Как сделать так, чтобы дома быстрее получали воду, тепло, свет и газ

От службы «одного окна» для застройщиков до конструктора готовых решений
Максим Стулов / Ведомости

Подключение домов к инженерным сетям – водоснабжению, теплоснабжению, электрическим сетям и проч. – порой занимает больше времени, чем само строительство дома. Есть несколько вариантов, как можно исправить ситуацию: от распространения опыта Москвы по переводу услуг по подключению ко всем инженерным сетям в электронный вид до создания конструктора готовых предпроектных решений. «Ведомости&» изучили некоторые предложения.

Пилотный проект

Москва – законодательница цифровой моды, большинство инноваций рождается именно здесь, а затем распространяется по территории страны. Пилотный проект по переводу услуг подключения ко всем инженерным сетям в электронный вид ждет та же судьба, говорят опрошенные «Ведомости&» эксперты.

В столице с 2018 г. проходит пилотный проект по переводу в электронный вид услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к инженерным сетям. Также в пилотном проекте участвуют Московская область и Санкт-Петербург. «Уже с декабря 2018 г. московским застройщикам на портале mos.ru стали доступны услуги шести организаций (АО «ОЭК», ПАО «Россети Московский регион», ПАО «МОЭК», АО «Мосгаз», АО «Мособлгаз», «Мосводоканал»). А с сентября 2020 г. к ним присоединилось ГУП «Мосводосток». В общей сложности застройщики могут удаленно получить 26 услуг ресурсоснабжающих организаций», – рассказывает руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

Через mos.ru застройщик может осуществлять в электронном виде все необходимые действия: подавать онлайн-заявки на получение услуг, удаленно направлять недостающие документы, отслеживать ход оказания услуг онлайн, подписывать документы электронной подписью, а также получать результаты услуг в личном кабинете.

Статистика заявок, поданных через mos.ru (более 16 000, по данным департамента градостроительной политики Москвы), свидетельствует о высокой востребованности предоставления в электронном виде услуг по подключению к инженерным сетям.

Пилотный проект позволил распространить на услуги ресурсоснабжающих организаций стандарт предоставления государственных услуг:
– утверждены и размещены в открытом доступе регламенты предоставления услуг сетевых организаций, устанавливающие последовательность и сроки выполнения процедур, исчерпывающий перечень документов и оснований для отказа в предоставлении услуги, а также сроки и порядок выдачи актов о технологическом подключении;
– организации подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, что позволило сократить количество документов, предоставляемых застройщиками.

В Московской области первые шаги по переводу услуг техприсоединения в электронный вид были сделаны в 2017 г. Тогда же был создан ответственный за оптимизацию услуг – единый оператор технологического присоединения, отвечающий также за систему межведомственного электронного взаимодействия, – государственное казенное учреждение «Агентство развития коммунальной инфраструктуры» (АРКИ). Сейчас же застройщику – как компании, так и частному лицу – вообще нет необходимости идти в офис ресурсоснабжающей организации, ко всем сетям можно подключиться дистанционно, отмечает директор АРКИ Вадим Каретников.

В отличие от Москвы, где подключение ко всем видам сетей осуществляют семь ресурсоснабжающих организаций, в области работает несколько сотен ресурсоснабжающих организаций. Сейчас в эксперименте участвуют 203 крупнейшие из них, они охватывают 98% территории региона.

Санкт-Петербург начал эксперимент по реформе техподключения осенью 2018 г. через региональный портал госуслуг и Единую систему строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК). Администрация города заключила договор с семью основными ресурсоснабжающими организациями об их участии в системе межведомственного взаимодействия и предоставлении услуг в электронном виде. До момента появления этих сервисов застройщики подавали отдельную заявку в каждую организацию, а теперь могут пройти весь цикл процедур в личном кабинете застройщика на ЕССК. С 2018 г. через ЕССК и региональный портал госуслуг прошло более 2700 заявок.

В 2021 г. Минстроем России будет обобщен опыт Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга по переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид и подготовлены предложения по распространению результатов пилотного проекта на все регионы страны.

/Евгений Егоров / Ведомости

Шаги других регионов

Впрочем, регионы понемногу начинают переводить услуги по подключению к сетям в цифровой формат. В первую очередь это касается электроэнергии. Например, Ленинградская область с 2015 г. внедряет интерактивные онлайн-сервисы, в том числе личный кабинет клиента (как застройщика, так и физлиц).

В Удмуртии есть проект «Единое окно» – для подачи единой заявки на техприсоединение к инженерным сетям через региональный портал госуслуг. По данным Минстроя России, после внедрения его в республике срок согласования проектов по подключению к инженерным сетям сократится в 10 раз. Система, разработанная в 2020 г., сейчас находится в тестовой эксплуатации, планируется, что полномасштабно она должна заработать с марта 2021 г., рассказал «Ведомости&» сотрудник пресс-службы министерства информатизации и связи Удмуртской республики.

Куда двигаться дальше

Перевод услуг в электронный вид облегчает административные процедуры, уменьшает сроки и стоимость работ, унифицирует требования к необходимым сведениям и документам, объясняет эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Масштабирование опыта Москвы и Петербурга облегчит регионам задачу, считает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова: регламенты предоставления в электронном виде услуг по подключению и программно-технические решения уже отработаны. Это значит, что затраты на такие проекты будут минимизированы, поскольку ничего не придется изобретать заново.

По мнению исполнительного директора Фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, необходимо урегулировать статус процедур по подключению. Сейчас есть коллизия: такие процедуры прямо связаны с разрешительными градостроительными процедурами, однако выведены из-под регулирования в сфере государственных и муниципальных услуг. Это не позволяет внедрять единые электронные механизмы взаимодействия застройщика, органов власти и местного самоуправления, сетевых организаций.

/Максим Стулов / Ведомости

Цифровизация

Электронное взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями и властью способно дать информацию для быстрой и правильной трассировки (прокладки. – «Ведомости&») создаваемого ресурсоснабжающей организацией участка сети к строящемуся объекту, при этом важно знать расположение других подземных коммуникаций, рассказывает «Ведомости&» профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев.

Неудивительно, что больше всего положительных эмоций у участников исследования вызывает процесс перевода услуг по технологическому присоединению в электронный вид: 52% знают, что переведены в электронный вид и регламентированы услуги технологического присоединения. О значительном улучшении на этапе подключения к инженерным сетям заявили 40% респондентов, а о том, что процесс подключения усложнился, говорят лишь 18% респондентов.

Источник: ВЦИОМ

Следующий шаг – использование цифровизации и межведомственного обмена информацией – предполагает, что застройщик может получить информацию о возможной точке подключения к инженерным сетям, о возможной трассировке и оценить расходы, связанные с подключением, уже на стадии принятия инвестиционного решения по тому или иному земельному участку, продолжает Сиваев. Для этого возможные точки подключения и свободные мощности на них должны быть представлены на едином информационном ресурсе.

Конструктор готовых решений

«Дочка» «Газпрома» – «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) и ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) разработали информационную систему, которая позволит значительно сократить сроки подготовки проектов и выдачи договоров подключения к сетям. Эти решения особенно актуальны при строительстве новостроек по программе реновации, говорится в материалах МОЭК.

Цифровая модель

Технология информационного моделирования – создание информационной модели будущего объекта со всеми архитектурно-конструкторскими, технологическими, электротехническими, экономическими и другими решениями, имеющими отношение к объекту. Изменение одного параметра в такой модели ведет к автоматическому изменению зависимых величин, что значительно упрощает и ускоряет процесс проектирования.

Система позволяет застройщику получить для конкретного проекта готовые предпроектные решения с автоматическим созданием условий подключения сетей, гидравлических расчетов, смет и расчетом общей стоимости реализации. Алгоритм работает на основе технологии информационного моделирования (ТИМ). Понятие ТИМа в России законодательно закрепили в 2019 г. Тогда в Градостроительном кодексе федеральным законом № 151-ФЗ было установлено понятие информационного моделирования и введен классификатор строительной информации.

«Проектировщик без рутинных операций может менять план или профиль, определять зоны влияния, проводить прочностные расчеты, получать сметы, что значительно ускоряет создание проектной документации и кратно снижает время, необходимое для корректировки», – говорится в материалах МОЭК. &