Как я сделаю это завтра: тренды городской жизни будущего

Где мы будем жить, как общаться с соседями и ходить в магазин
PhotoXpress

Как бы мы ни надеялись, что коронавирус пришел ненадолго, урбанисты и футурологи возражают: он с нами навсегда. Хотя бы в том смысле, что наши привычки, образ жизни и представления об удобстве и гигиене уже никогда не будут прежними. Мир понял, что не обязательно ездить в офис, чтобы работать, ни к чему часами ходить по магазинам, чтобы что-то купить, и даже можно не ходить в гости, чтобы видеться с друзьями. Что в будущем мы будем делать иначе, размышляют урбанисты, архитекторы и дизайнеры.

Время дома

Помните те времена, когда мы приходили домой только поспать? Пораньше утром отводили ребенка в садик, оттуда – на тренировку, потом – на работу, вечером – театр или коктейль с друзьями.

Во время пандемии горожанам пришлось надолго остаться дома, заново посмотреть на свои квартиры и вписать в них все атрибуты «нормальной» жизни: работу, учебу, приготовление еды, спорт, досуг, прогулки и даже шопинг, пишет Центр городской антропологии КБ «Стрелка» в июньском исследовании «Как самоизоляция изменила жилье россиян». Вынужденная самоизоляция стала своего рода краш-тестом для современных форматов жилья и создала новые запросы, в том числе на изолированные пространства внутри дома для каждого члена семьи.

PhotoXpress

Для общения будут создаваться новые общественные пространства. Группа «Самолет», например, взяла за практику открытие соседских центров в своих проектах и управление наполнением коммерческих площадей, для того чтобы досуговая составляющая была как можно разнообразнее.

Общение с соседями

Если раньше с соседями мы здоровались через зубы, припоминая им каждую вечеринку, развешивание картин и колики у ребенка, то во время пандемии можно было ожидать, что дежурная вежливость сменится на избегание. Но, как ни парадоксально, произошло обратное: несмотря на опасность социальных контактов, в кризис люди стали больше помогать друг другу.

«Несмотря на высокий уровень раздражения в обществе, мы видим и сигналы сплочения людей в отдельных комьюнити – соседских, профессиональных, дружеских, по интересам. Люди готовы помогать и поддерживать людей «своего круга», близких по духу или иным признакам», – пишут исследовательские группы «Радость понимания» и «Группа 7/89» в апрельской работе «Новый дивный мир».

Например, сервис выгула домашних животных «Собака-гуляка» начал бесплатно выгуливать и заниматься передержкой животных тех хозяев, которые оказались в трудной ситуации из-за пандемии коронавируса, – для пожилых или попавших в больницу. Платформа для совместных поездок BlaBlaCar в середине апреля запустила сервис для помощи соседям BlaBlaHelp. Он позволяет любому пользователю обратиться за помощью или, напротив, предложить ее соседям. Таким образом, те, кто может передвигаться по городу, смогут помочь запертым дома.

Проектов для общения и поддержки соседей становится больше, и это дает надежду на то, что в будущем мы будем еще добрее друг к другу. Если раньше мы писали объявления соседям на доске у лифта, то в будущем перейдем в онлайн – в соцсеть для соседей. Например, американская Nextdoor создала платформу для общения соседей, готовых предложить помощь тем, кому она необходима, в покупке продуктов или выгуле собаки. В России платформу для общения жильцов одного подъезда, дома или целого района друг с другом, с управляющими компаниями и госорганами создает проект «Вместе.ру».

Максим Стулов / Ведомости

В магазин за продуктами

Сложно представить более банальное действие, чем поход в магазин. Потому что до сих пор вылазки за продуктами мы совершали просто: кеды на ноги, куртку поверх пижамы, список покупок – и быстрым шагом до ближайшего магазина.

Сейчас выход в магазин «наполнен новыми эмоциональными смыслами»: «люди видят в магазинах мостик к прошлой жизни, возможность прогулки и социализации», но все это соседствует со страхом заражения, говорится в исследовании «Новый дивный мир», которое в апреле выпустили исследовательские группы «Радость понимания» и «Группа 7/89».

В будущем это приведет к тому, что сохранять безопасную дистанцию будут помогать роботы. Прежде чем выйти из дома, мы спросим у чат-бота магазина, много ли сейчас покупателей, и узнаем, в какое время он порекомендует прийти (такой сервис тестирует Lidl в Ирландии). На входе в магазин будет установлен светофор, сигнализирующий о чрезмерном числе покупателей (такую систему установили в дискаунтерах Aldi в Англии). Небольшие рынки с фермерскими продуктами появятся в каждом микрорайоне, но и здесь интеллектуальные системы будут отсчитывать число посетителей, чтобы сохранить комфортную дистанцию между покупателями.

Покупки в интернете

Кто-то может сказать, что в будущем офлайн-магазины станут не нужны, их место займут онлайн-торговля и службы доставки. Исследование Центра городской антропологии КБ «Стрелка» «Как самоизоляция изменила жилье россиян» утверждает: если столичные жители привыкли к сервисами доставки, то жители регионов полагаются на офлайн-шопинг и доверяют только качеству товаров, выбранных самостоятельно и «вживую».

Сейчас мы заказываем что-то на сайте, через несколько часов или дней приезжает курьер, передает посылку, забирает деньги и всё – сделка состоялась. В будущем службам доставки придется измениться, чтобы уменьшить частоту человеческих контактов. «Даже возвращение к нормальной жизни многих пугает, вселяя чувство неуверенности в достаточной безопасности обычных, докризисных социальных взаимодействий», – объясняет маркетинговое агентство BBDO в «Droga5: Культурный трекер COVID-19».

Общаться с курьером и передавать деньги в будущем не придется. Заполненные посылками беспилотные машины-почтальоны будут разъезжать по жилым районам. Такой сервис есть у китайской Cainiao – логистического подразделения гиганта электронной коммерции Alibaba Group. Польский стартап Techbase предлагает альтернативу – умные почтовые ящики CoronaIOT со встроенной камерой и кодовым замком, в которых курьеры смогут оставлять посылки для жителей дома. Российское ноу-хау – бесконтактная доставка продуктов, лекарств и других интернет-заказов силами водителей такси и вендинговые автоматы с продуктами и снеками от «Вкусвилла» в холлах жилых домов.

Вкусвилл

Деловая встреча в офисе

Как раньше проходили деловые встречи? Люди гладили рубашку, надевали костюм и узкие туфли, час толкались в пробках – и всё ради того, чтобы показать партнерам презентацию и о чем-то договориться.

Как это выглядит сейчас? Выгоняем детей из гостиной, готовим себе кофе, садимся у экрана и проводим ту же встречу онлайн и, вероятно, с тем же результатом. Без пробок по дороге на работу, неудобной одежды и шума в open space.

Новый коронавирус COVID-19 превратил дома по всему миру в виртуальные офисы, тренажерные залы и школы. Все, включая старшие поколения, учатся жить в виртуальной реальности. «Принимая во внимание ожидаемый постепенный выход из карантина, виртуальная жизнь может стать частью нашей новой реальности», – говорится в исследовании BBDO «Droga5: Культурный трекер COVID-19».

Дополненная реальность станет спутником презентаций в домашних офисах. Докладчик сможет сидеть не в окружении книжных полок и семейных портретов, а на виртуальном фоне с товарами бренда. Так, например, американский ритейлер товаров для дома West Elm представил серию виртуальных фонов для видеоконференций – с гостиными, кухнями и садовой мебелью из каталога.

Строгую офисную одежду в будущем заменят более удобные варианты. Например, японский стартап Whatever разработал «домашнюю пижаму для работы». В кадре окажется верхняя часть, имитирующая строгую рубашку, а за кадром – удобная трикотажная пижама.

Whatever Inc.

Занятия спортом

«Особые надежды во время самоизоляции горожане возлагали на спорт. Здесь уж либо пан, либо пропал: за пару месяцев домашнего заточения есть шанс выработать привычку к упражнениям и выйти с карантина подтянутым атлетом – или, наоборот, растерять остатки формы», – пишут антропологи современной городской культуры из КБ «Стрелка» в исследовании «Как самоизоляция изменила жилье россиян», опубликованном в июне.

До пандемии занятия спортом приветствовались в специальных местах: спортзале, студии, бассейне, парке или на корте. На время самоизоляции дом заменил их все в одном лице: балкон превратился в тренажерный зал, гостиная – в студию для йоги, а лестница в подъезде – в манеж для кардиотренировок.

В будущем будет еще интереснее – спорт переместится на крыши и в другие околодомовые пространства, ожидает КБ «Стрелка». Его архитектурное бюро разработало проект летнего парка на крыше многоквартирных домов – с деревьями в кадках, деревянными настилами и шезлонгами. Здесь можно будет загорать, заниматься йогой или круговыми тренировками, а договариваться о времени использования жильцы смогут с помощью чатов. Такое пространство лишь отчасти является общественным – доступ на крышу есть только у жильцов дома, что позволяет им чувствовать себя безопасно.