Борьба за иммунитет
Здоровое питание, витамины и спорт набирают сторонниковВ марте – апреле 2020 г. продажи гантелей на электронной торговой площадке eBay выросли на 1980% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет портал Fox Business. Продажи витаминов и пищевых добавок в марте подскочили в США на 51%, добавляет Financial Times. Глобальная пандемия нового коронавируса придала дополнительный импульс уже набиравшему силу тренду на здоровый образ жизни (ЗОЖ), резюмируют аналитики маркетинговой компании Euromonitor. «Ведомости&» спросили участников рынков фитнеса, ЗОЖа и пищевых добавок о том, что происходит в России.
Поправки в рационе
По данным проведенного в мае 2019 г. опроса ВЦИОМа, уже тогда 59% россиян следили за своим рационом, а 39% старались употреблять здоровую пищу. Еще несколько лет назад под здоровой пищей понимали каши, сухие завтраки и йогурты, теперь все стало намного сложнее: потребители предпочитают следить за обозначениями на упаковках «без добавок», «био», «эко», а лидерами роста стали продукты с указаниями «без глютена» (25%), «без ГМО» (50%) и «для веганов» (102%), отмечается в исследовании Nielsen «Зеленая экономика: как экотовары завоевывают рынок FMCG», проведенном в 2019 г. Что важно, 41% покупателей готовы платить больше за натуральные продукты для ЗОЖа, говорится в отчете DSM Group со ссылкой на открытые источники.
Вместе с ростом информированности растет озабоченность своим здоровьем и внешним видом, отмечает гендиректор Центра социального проектирования «Платформа» Мария Макушева. Согласно проведенному в октябре 2020 г. исследованию «Платформы», в период пандемии каждый четвертый стал больше внимания уделять питанию. Однако само понимание здорового и полноценного питания в обществе разное. Макушева обращает внимание на развитие у потребителей нишевых стратегий: отказ от отдельных категорий продуктов, например сахара или глютена, минимизацию потребления углеводов, отказ от жарки как способа обработки продуктов, подбор питания по группе крови и пр. Ольга Дашкевич, директор по работе с клиентами «Nielsen Россия», добавляет, что растет внимание к наборам здоровых продуктов для готовки (так называемым meal-kit) и детокс-наборам.
Торговым сетям и производителям приходится активно подстраиваться под спрос и расширять ассортимент. По словам представителя сети «Вкусвилл» Татьяны Янышевой, в магазинах сейчас растет спрос на продукты без сахара, вегетарианские десерты, а также растительные еду и напитки. В октябре 2020 г. продажи вегетарианских и низкокалорийных десертов выросли в магазинах сети в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а растительных продуктов в целом – в 2 раза. Больше трети покупателей берут вегетарианские десерты, замерили во «Вкусвилле».
Валентин Куликов, сооснователь онлайн-супермаркета Bringston, подтверждает рост спроса на продукты, содержащие растительный белок, – бобы, некоторые виды фруктов и водорослей. «В фокусе потребителей – растительное молоко, которое предпочитали в основном веганы, а сегодня его заказывают и другие категории покупателей», – рассказывает Куликов. Он также отмечает растущую популярность льняного масла и семян чиа. В марте – мае 2020 г. в Bringston по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно в 2 раза выросли продажи безглютеновых продуктов, в 2,4 раза – свежих овощей и более чем в 3 раза – фруктов.
В «Ашане», рассказал представитель компании, растут продажи суперфудов (продуктов с повышенным содержанием полезных веществ), продуктов c витаминными добавками, а также сертифицированной органической продукции. «Компания вводит новинки, отвечающие этим требованиям, в [ассортимент] собственных торговых марок и кулинарию», – отметил сотрудник пресс-службы «Ашана».
Вкусы потребителей пищи животного происхождения тоже меняются. Основатель агрохолдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин отметил, что активно растет спрос на безлактозные молочные продукты, поэтому компания решила выпустить безлактозную линейку.
Дефицит витаминов
В октябре 2020 г. личный врач президента США Дональда Трампа сообщил, чем лечат высокопоставленного пациента, заразившегося COVID-19: помимо лекарств он принимал цинк и витамин D.
И хотя, согласно рекомендациям центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), биодобавки не предназначены для лечения или профилактики коронавирусной инфекции, там же отмечается, что баланс витаминов и микроэлементов в организме влияет на общее состояние иммунитета и способность сопротивляться инфекциям.
В некоторых странах (например, в Англии) медицинские власти рекомендовали гражданам во время пандемии принимать витамин D, особенно тем, кто из-за карантина или по другим причинам редко выходит на улицу.
«Во время пандемии продажи витаминов и биодобавок резко выросли», – констатирует Financial Times.
Россия далеко не в лидерах потребления биологически активных добавок (БАД): по данным DSM Group, в Японии БАДы использует 90% населения, в США – 66%, в нашей стране – 15%.
Тем не менее, как рассказала «Ведомости&» психотерапевт-диетолог Анна Ивашкевич, сейчас основные вопросы у ее пациентов – как укрепить иммунитет, что полезного добавить в свой рацион, как не впасть в депрессию.
По данным DSM Group, рост продаж БАДов, предназначенных для поддержки иммунитета, за девять месяцев 2020 г. составил 139% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий рост продаж БАДов в аптеках, по данным аналитиков компании, за девять месяцев составил 18%, достигнув 54 млрд руб.
В сети аптек «Эвалар» отметили, что продажи БАДов для иммунитета в их розничных точках выросли на 395%. Особым спросом, по словам основателя «Эвалара» Ларисы Прокопьевой, пользуются все дозировки витаминов C и D, а также БАДы с цинком в составе: в апреле – мае темпы роста продаж этих товарных категорий доходили до 816%. Кроме того, весной компания зафиксировала пик спроса на БАДы для коррекции веса – 73%-ный рост, что Прокопьева связывает с малоподвижным образом жизни людей во время самоизоляции.
Спорт в онлайне
Потребление витаминов прекрасно сочетается с физическими нагрузками. По подсчетам компании Ipsos (исследование RusIndex за первую половину 2020 г.), 60% респондентов, потребляющих пищевые добавки, занимаются спортом.
Пандемия и здесь внесла коррективы: из-за различных ограничений и принимаемых регионами мер самоизоляции в 2020 г. фитнес-центры не работали около трех месяцев – с конца марта по конец июня.
На это время многие фитнес-клубы страны обеспечили своим клиентам доступ к бесплатным онлайн-тренировкам, рассказывает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Для этого, например, Rock the Cycle сделал свою стриминговую платформу, Crocus Fitness запустил в Instagram прямые эфиры с тренерами, а Adidas и Nike добавили их в свои официальные приложения.
Сеть фитнес-клубов World Class набрала без малого 82 000 подписчиков в YouTube и около 289 000 в Instagram, а общее количество просмотров онлайн-тренировок на каналах в октябре 2020 г. достигло 67,5 млн, по данным компании.
По данным Силиной, онлайн-предложениями от фитнес-клубов в первом полугодии 2020 г. воспользовалось более 19 млн россиян (для сравнения: до пандемии фитнесом в России занималось всего 7 млн человек).
Шамиль Ахметзянов, менеджер по маркетингу компании Ipsos в России, соглашается, что, несмотря на ограничение посещений фитнес-центров, спортом стало заниматься больше россиян. Во II квартале 2020 г. 33% опрошенных сказали, что занимаются 2–3 раза в неделю и чаще, до пандемии в I квартале 2020 г. этот показатель составлял 29%, свидетельствуют данные регулярного исследования HealthIndex компании Ipsos (ежеквартальный опрос 5000 человек).
Национальное фитнес-сообщество провело исследование, опросив более 10 000 человек в возрасте от 25 до 65 лет в 45 регионах России. Согласно полученным данным, 65% респондентов отметили снижение функциональных способностей и силовых показателей, а 80% опрашиваемых рассказали о наборе веса.
«Людей беспокоило, что будет с их работой, зарплатой, семьей, страной. Состояние некоторых было очень тяжелым, и они потянулись к холодильнику. Но затем поняли: килограммы прибавляются, а лучше им не становится. Тогда на помощь пришли тренировки», – говорил в интервью «Ведомости&» гендиректор сети World Class Николай Прянишников.
Для домашних занятий спортом людям потребовался спортинвентарь. Мария Сальникова, руководитель направления «Спорт» Ozon, отмечает, что за 10 месяцев 2020 г. спрос на товары для спорта и фитнеса на Ozon вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, продажи гантелей в апреле – мае выросли на 193% год к году, а продажи утяжелителей и эспандеров – на 435 и 458% соответственно. Весной произошел всплеск спроса на домашние тренажеры – в Ozon продажи одних только степперов в апреле вдвое превысили продажи в марте и выросли в 7 раз по сравнению с апрелем 2019 г. Спросом воспользовались и некоторые фитнес-клубы, начавшие сдавать свой инвентарь в аренду. По словам Силиной, одной из сетей благодаря этому на карантине удавалось получать до 30% от своей обычной ежемесячной выручки, что помогло компании покрыть расходы.
Как только власти летом сняли ограничения по самоизоляции, большинство людей выбрали велосипеды и бег.
По данным Ozon, продажи велосипедов выросли в июне – августе в 4 раза относительно аналогичного периода в 2019 г.
Организаторы беговых марафонов отметили рост числа желающих принять участие в состязаниях по сравнению с другими годами. Например, в августе на Московский полумарафон пришло 17 000 человек, почти в 2 раза больше, чем годом ранее (8918 человек), пишет сайт letsportpeople.com.
Михаил Долгий, основатель марафона Golden Ultra Trail 100, получивший разрешение провести в июле забег в Суздале, собрал более 4000 участников. Он отметил, что с 2015 г. количество участников его забегов выросло в 6 раз, а также растет средний возраст марафонцев.
Силина уверена, что фитнес-клубы теперь пересмотрят свои концепции с учетом возможностей онлайна и персонализации предложений, а также будут развивать реабилитационные программы.
«Мы намерены стать лидерами (в онлайне. – «Ведомости&»), но допускаем, что клиент может тренироваться не только у нас. Думаю, оптимальным для клиентов будет сочетание онлайн- и офлайн-тренировок», – прогнозирует Прянишников из World Class. У компании также есть проект развития big data – на основе всей доступной информации о клиенте предлагать ему персональные рекомендации, говорил Прянишников в интервью «Ведомости&».