Как доставка помогает малому бизнесу выживать

Истории бизнесов из разных регионов, которые перебрались в онлайн благодаря кризису
PhotoXpress

Треть российских компаний потеряли более 50% выручки из-за ограничительных мер в период пандемии; запаса прочности в среднем хватит не более чем на три месяца, выяснили эксперты EY, опросив в конце апреля 230 компаний малого, среднего и крупного бизнеса.

Предприятия малого и среднего бизнеса и вовсе оказались на грани выживания. Более половины их руководителей (53%) называют свое положение катастрофическим, а 62% не уверены, смогут ли продолжить работу, следует из данных мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова от 19 мая. В исследовании участвовали 2055 компаний всех регионов России. Малый и средний бизнес обеспечивает около четверти рабочих мест, сообщал год назад Сбербанк

В конце марта мэр Москвы Сергей Собянин ввел в столице режим самоизоляции, приостановив работу торговых центров, кафе, ресторанов и многих магазинов. В последующие дни то же самое сделали руководители большинства других российских регионов. Причина – быстрое распространение нового коронавируса COVID-19, отправившего на карантин треть населения планеты.

Ограничительные меры существенно повлияли на формат и организацию бизнеса, пишут эксперты EY. Речь, например, о повышении доли онлайн-продаж. Для многих компаний переход в онлайн стал единственной возможностью остаться на плаву, говорит генеральный директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко, такая работа невозможна без хорошо налаженной логистики. «Ведомости&» выяснили у владельцев малых бизнесов из разных регионов, как они организовали переход в онлайн. 

/Максим Стулов / Ведомости

Доставляй или закрывайся

До пандемии доставка была далеко не главным источником дохода для московского кафе «Индийская точка». Ведь гости идут в ресторан в первую очередь за атмосферой, рассказывает соучредитель кафе Александр Быков, к тому же у доставки низкая маржинальность, высокие расходы на маркетинг и логистику. Но в текущей ситуации это единственный способ выжить, отмечает он.

«После введения режима самоизоляции спрос резко вырос: сейчас мы доставляем столько же заказов, сколько раньше заказывали посетители в зале», – рассказывает владелец мини-кафе корейской кухни Kirin Евгений Кирин (Москва).

/Kirin

Совладелец омского магазина фурнитуры для мебели «Мебельсам» Андрей Коваленко с самого начала самоизоляции перевел его работу в онлайн. Раньше магазин доставлял всего несколько заказов в месяц и только постоянным клиентам, сейчас – ежедневно. Всего магазин обрабатывает примерно 100 заказов в день. 

Справляются сами

Самые «малые» из малого бизнеса – самозанятые предприниматели. Налоговый режим самозанятости был введен в виде эксперимента в четырех регионах в 2019 г., к марту 2020 г. был распространен еще на 19 регионов, а с 1 июля любой регион страны может вводить его по своему усмотрению. Самозанятый предприниматель должен работать сам – ему нельзя нанимать сотрудников. Кроме того, он должен иметь выручку не более 2,4 млн руб. в год и соответствовать еще некоторым требованиям. Взамен он получает возможность отчитываться перед налоговой полностью онлайн и платить 4% от выручки (или 6%, если работает с юридическими лицами).

Анастасия Каратицкая из Краснодара делает торты на заказ под торговой маркой «Мятный кролик». До начала пандемии она выполняла 6–7 заказов в неделю. «Сейчас у людей нет денег, закрываются насовсем салоны красоты и мини-парикмахерские, потому что не могут платить аренду. Заказов на торты тоже стало меньше, но я надеюсь, что мои постоянные клиенты останутся со мной и все восстановится», – говорит она.

«Мятный кролик» доставляет заказы не только по Краснодару, но и по Краснодарскому краю и даже в соседнюю Адыгею – с помощью служб такси.

Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров 19 мая 2020 г. оценил количество самозанятых в 670 000 человек.

В мае правительство приняло решение поддержать самозанятых, возвратив им уплаченные за 2019 г. налоги, на это выделено 1,6 млрд руб. 

В качестве дополнительной меры поддержки в 2020 г. всем самозанятым (и тем, кто уже зарегистрирован, и вновь регистрирующимся) предоставляется налоговый бонус в размере одного минимального размера оплаты труда – 12 130 руб. Эти средства можно потратить на уплату налога.

Последняя рубашка

Сегмент FMCG оказался наиболее устойчив к воздействию эпидемии, пишут эксперты EY, только единичные компании, такие как производители одежды, заявили о существенном или критическом падении выручки.

Продажи одежды и обуви упали еще до начала изоляции, отмечают аналитики Fashion Consulting Group: сказались падение доходов, рост НДС с 18 до 20% с 1 января 2020 г. и теплая зима. В 2019 г., по их данным, оборот fashion-рынка сократился на 3–4% до 2,26–2,29 трлн руб.

Карантин усугубил эту тенденцию. В разгар сезона, весной, продажи упали на 30% по сравнению с мертвым сезоном в январе – феврале, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – и вовсе более чем в 2 раза, рассказал «Ведомости&» гендиректор компании – продавца мужских рубашек Happen Дмитрий Калачев (Санкт-Петербург). У компании нет собственного офлайн-магазина, она продвигает продукцию на выставках и других офлайн-мероприятиях. «Пандемия их отменила, остался только один канал привлечения покупателей – онлайн», – говорит Калачев.

/Максим Стулов / Ведомости

Что пришлось поменять

Рост числа интернет-заказов потребовал изменения в организации работы компаний. Например, Кирин подключил бизнес-аккаунт в «Яндекс.Такси» для централизованной доставки, а также «Яндекс.Кассу» для оплаты на сайте. Это позволяет проще отслеживать, кто и куда оформил доставку.

«Индийская точка» с 1 апреля организовала собственную службу доставки (раньше работала с партнерами). «Мы много раз перерабатывали упаковку, чтобы блюда доезжали горячими и презентабельными», – рассказывает ресторатор. Но собственные курьеры не справляются с обилием заказов, поэтому 40% из них доставляет «Яндекс.Такси».

/«Индийская точка

«Мебельсам» изменил условия доставки: раньше при заказе до 10 000 руб. ее стоимость составляла 500 руб. (выше 10 000 руб. – бесплатно), сейчас стоимость доставки сократилась до 150–200 руб. «В начале пандемии она была практически бесплатной», – говорит Коваленко. Компания оплачивала доставку сама, чтобы быть ближе к клиентам и не потерять их в кризис, объясняет он. 

Придать ускорение

Наиболее заметные изменения, по словам главы направления «Логистика» компании «Яндекс.Такси» Тембота Керефова, касаются скорости доставки: она сократилась до 30–40 минут.

«Обычно клиенты ждут доставку к конкретной дате и часу, но иногда приходится отгружать и через пять минут после оформления заказа», – рассказывает Вероника Анбиндер, владелица сети магазинов подарков «Приятные мелочи» (работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону). Ритейлер оформляет заказы через Instagram и WhatsApp, а доставляет с помощью доставки от «Яндекс.Такси».

С ним же в числе остальных работает интернет-магазин запчастей для телефонов и компьютерной техники Chip. Сотрудничество с «Яндекс.Такси» позволило нарастить скорость доставки: курьерские службы по городу везут заказ минимум два часа, теперь скорость выросла почти в 3 раза, доставка может занимать 20–60 минут, отмечает Ирина Прокопьева, руководитель отдела продаж Chip из Иркутска.

«Индийская точка» доставляет блюда обычно менее чем за два часа по всей Москве и даже за МКАД, рассказывает Быков.

«Мы понимаем, что, если сервис будет дорогим для пользователя или неудобным для партнеров, он не взлетит. Например, еще недавно зона доставки еды из ресторана была ограничена несколькими километрами вокруг заведения. Подключив к доставке еды водителей, мы смогли возить ее через весь город и даже за город, – говорит Шулейко. – Поначалу казалось, что раз мы дали людям возможность заказов из любимых ресторанов и кафе, то они могут закрыть глаза на единичные ошибки. В первые дни не срабатывало в одном из 20 случаев. Но мы сразу поняли, что лояльность быстро закончится, и сейчас для нас одна ошибка на 100 клиентов – это уже очень плохая метрика».

/Андрей Гордеев / Ведомости

После карантина

После снятия ограничительных мер и открытия магазинов количество онлайн-заказов снизится, но динамика продаж в этом сегменте будет положительной, уверены собеседники «Ведомости&». Количество доставок будет только расти, считает Калачев из Happen. «Это удобно и экономит время. К тому же многие компании предлагают бесплатную доставку при заказе от 1000–2000 руб.», – рассуждает Прокопьева. Кроме того, за последние месяцы онлайн-заказы стали привычны для многих россиян и предпринимателей, так что бизнес продолжит работать с доставкой, – как средний, так и малый (включая самозанятых). 

При выходе из карантина к водителям постепенно вернутся заказы на перевозку пассажиров, считает Шулейко, но и доставка останется – эту новую логистическую ветку надо дальше масштабировать. «Мы будем добавлять в организацию доставки все больше машин, будем следить за снижением стоимости услуги для конечного пользователя. Судя по последним замерам, о доставке на базе «Яндекс.Такси» сегодня знает уже почти 60% аудитории такси в крупных мегаполисах, хотя еще несколько месяцев назад это были единицы процентов», – комментирует Шулейко.