Кейс: осознанность для бизнеса
Как Hines учит арендаторов использовать жалюзи для экономии электроэнергии14-этажный бизнес-центр класса A Ducat Place III на ул. Гашека в Москве построили в 2006 г., а в 2010 г. он стал первым зданием в России, сертифицированным по зеленому стандарту BREEAM.
Чтобы получить сертификат, по всему зданию, например, заменили лампы на энергосберегающие, установили таймеры отключения света в 19.00 и датчики движения. Перепрограммировали и все шесть пассажирских лифтов: в утренние часы после каждого вызова они спускаются на 1-й этаж. В дневные часы на вызов едет только ближайший к пассажиру лифт. После всех этих работ энергопотребление в здании площадью 33 200 кв. м сократилось на 35% по сравнению с 2008 г., вспоминает директор по управлению активами Hines International Inc. Елена Слесарева.
Офис Hines в цифрах
С 2007 г. компания работает в бизнес-центре Ducat Place III
957 кв. м занимает офис
50 сотрудников работают в офисе
245 человек работают в компании в России
В России под управлением компании 14 объектов: 13 в Москве и 1 в Санкт-Петербурге
Американская девелоперская компания Hines работает в России с 1992 г. Под ее управлением самые разные объекты: «Аутлет Белая дача», бизнес-центр «Метрополис», бизнес-центр Ducat Place II и др.
Эта американская девелоперская компания строила здание, и здесь до сих пор находится российский офис компании.
Переустройство для получения сертификата не ограничилось зданием: во дворе высадили несколько берез (сейчас они уже выросли до уровня 2–3-го этажа здания) и еще 150 видов растений, характерных для Московского региона.
В 2011 г. здание было продано компании O1 Properties.
Экология в голове
Большую роль в поддержании идеи зеленого девелопмента играют арендаторы зданий и их сотрудники, объясняет Слесарева. У Hines есть лайфхаки по энергосбережению. Например, компания рекомендует своим арендаторам поворачивать жалюзи под углом 45 градусов: тогда солнце через стекло не будет бить в глаза, но и свет в помещении в солнечный день включать не придется. Это часть программы заботы о сотрудниках компаний-арендаторов.
Внедрение зеленых технологий в офисе часто недешево: безвредные для природы бытовая химия, бумага, энергосберегающие лампы стоят дороже обычных. «Но это уже просто образ жизни, нужно не наследить, не навредить природе», – говорит Слесарева. Она признает, что самое сложное в процессе создания и поддержания зеленого офиса – это привить осознанность сотрудникам компании. Например, не все до конца понимают, зачем использовать более дорогую бытовую химию, которая зачастую оказывается менее эффективной, чем привычная.
Выбирая оператора вывоза мусора для Ducat Place III, сотрудники Hines проверяли компанию, ездили на пункт переработки мусора, делали фотографии для своих коллег из офиса. «То есть мы точно знаем, что наши бумага, лампочки и батарейки не заканчивают жизнь на общей свалке», – объясняет Слесарева. Сотрудники даже начали приносить сортированный мусор из дома, рассказывает она, а одна сотрудница фирмы-арендатора, базирующейся в этом же здании, после Нового года привезла целый автомобиль пластика и стекла для переработки.
Для лояльности клиентов
Зеленый офис предполагает бережное отношение ко всем ресурсам, поэтому для отделки и мебели в штаб-квартире Hines использованы материалы, которые служат очень долго: так, австрийская мебель и ковролин в офисе Hines не менялись с 2007 г. При этом и мебель, и напольное покрытие по-прежнему выглядят достойно. В случае сильного загрязнения ковролин меняют фрагментарно – по плиткам. А во входной зоне раз в три года проводят шлифовку камня.
Минимизировано и использование бумаги. Для печати в офисе Hines покупают более дорогую бумагу с сертификатом FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) и значком European Ecolabel, подтверждающими, что производство не наносит вреда окружающей среде. Отказаться от печати на бумаге совсем в компании пока не могут: она нужна, например, для бухгалтерских документов и печати строительных проектов. Но объемы печати снижены, а вся бумага, пропускаемая через шредер, отправляется на переработку.
По принципам зеленого девелопмента Hines развивает и собственные проекты: в октябре 2018 г. «Outlet Village Белая дача» получила сертификат BREEAM с оценкой «отлично». «Это резко не сказалось на количестве покупателей, но для арендаторов помещений, глобальных компаний, выступающих с экологическими инициативами, это важный пункт. Это прямо влияет на их репутацию, говорит о качестве ведения бизнеса», – объясняет Слесарева.
Текст: Анна Богомолова