Правильному питанию дали зеленый свет
Зачем нужна добровольная маркировка продуктов питания и как чиновники пытаются сделать стол россиян более полезнымС 1 июня на упаковках продуктов питания в российских магазинах можно встретить разноцветные метки – зеленые, желтые или красные. Метки производитель может поставить в зависимости от содержания в его продукте трансжиров, жиров, соли, добавленного сахара, калорийности. Это система добровольной маркировки продуктов питания «Светофор», введенная по инициативе Роспотребнадзора.
«Светофор» не отражает пользу или вред продукта для здоровья, подчеркивает представитель Роспотребнадзора. Правильно говорить не о здоровых продуктах, а о здоровом рационе питания и маркировка как раз позволяет его сформировать, объясняет он. С помощью маркировки потребитель сам решает, из каких продуктов получить нужные ему вещества.
Первыми к проекту присоединились производители мороженого. Возможность поддержать инициативу обсуждают крупнейшие производители молочной продукции. Также участвовать в проекте готовятся производители птицы и полуфабрикатов из нее, на очереди – обсуждение участия с крупнейшими производителями хлебобулочной продукции. «Вполне резонно, что первыми откликнулись те производители, продукция которых составляет основу здорового рациона, – производители молочных продуктов, мяса птицы, хлебных изделий», – говорит представитель Роспотребнадзора.
Производители могут подключиться к «Светофору» тогда, когда будут готовы их производственные мощности, рассказывает представитель Роспотребнадзора: «Мы надеемся, что сознательные предприятия, производящие качественную пищевую продукцию, присоединятся к проекту добровольной маркировки».
Но кроме добровольной системы «Светофор» в России на разных уровнях обсуждаются и другие меры регулирования рациона, которые могут стать обязательными. Чего еще ждать производителям?
Дело в норме
Рекомендованный Роспотребнадзором суточный уровень потребления:
соли – менее 5 г;
добавленного сахара – менее 50 г (или менее 10% калорийности рациона из расчета 2000 ккал в сутки);
жира – менее 65 г (или менее 30% суточного рациона), в том числе насыщенных жиров – менее 20 г в сутки (менее 10% суточной калорийности).
Новое слово в контроле
В 2016 г. правительство утвердило стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. Ее цели – обеспечить качество пищевой продукции и стимулировать спрос на более качественные продукты, говорила в мае на конференции, посвященной новым инициативам по маркировке, зампред комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Ирина Гехт.
«Именно после появления стратегии мы начали говорить о качестве продуктов, а не только об их безопасности», – объясняла она.
Для контроля безопасности продуктов стратегия предполагает введение системы отслеживания продовольственной продукции на пути от производителя к магазинной полке, для повышения качества продуктов – внедрение научных подходов в разработке технических условий, перечисляла Гехт.
Когда речь заходит о здоровом рационе, надо говорить не о безопасности продуктов – потому что опасные продукты в принципе не могут обращаться на рынке, – а об их сбалансированном потреблении, подчеркивает ученый секретарь Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи (Институт питания) Елена Смирнова.
«Если мы говорим, что одна из основных задач властей – повышение уровня, качества и продолжительности жизни населения, то очень много будет зависеть от того, как питаются жители страны», – объясняла Гехт. Регулирование рациона – очень важная социально-политическая задача, согласен председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян. «По статистике, до 80% заболеваний человека алиментарно зависимые, т. е. связаны с питанием и поведением, а не с генетикой человека», – объясняет он.
Как может решаться это проблема? Либо налоговой дискриминацией (введение акцизов, повышенного НДС, дополнительных сборов и т. д.), либо путем информирования населения, напоминает Мамиконян. «Мы, производители, поддерживаем информационный метод», – говорит он.
Сладкий акциз
Идею ввести налог на сахар и жир – вернее, на пальмовое масло – Минфин впервые обнародовал в начале 2016 г. Под давлением представителей индустрии от налога на масло было решено отказаться, но идея насчет сахара продолжает возникать в разных документах.
Два года назад Минфин предлагал брать с каждого литра напитков с добавлением сахара и других подслащивающих и вкусоароматических веществ по 5 руб. акциза. Введение подобного налога – мировой тренд, заявлял Илья Трунин, замминистра финансов. Год спустя депутат-справедливоросс Олег Михеев внес в Госдуму законопроект о введении налога на сладкую газировку в размере уже 15–16 руб. на литр. «Здоровье граждан не является предметом Налогового кодекса», – аргументировал отклонение законопроекта зампред думского комитета по бюджету и налогам Леонид Симановский.
Сало без «Светофора»
Разноцветная маркировка не будет применяться для пищевого сырья, продуктов с простым составом, например сахара-рафинада или масла; сахаристых (шоколадные конфеты, карамель, халва, мармелад, пастила и др.) и мучных (печенье, вафли, пряники) кондитерских изделий, твердых сыров, воды, пищевых добавок, продуктов, заготовленных традиционным способом (например, соленых огурцов или сала). Маркировка импортной продукции остается на усмотрение импортера.
Теперь идея сладкого акциза содержится в проекте стратегии здорового образа жизни, подготовленной Минздравом. Заодно чиновники предлагают запретить рекламировать для детей «переработанные мясопродукты», «продукты с избыточным содержанием сахара, натрия, жира и насыщенных жирных кислот».
Минздрав занялся разработкой стратегии не только по собственной инициативе, но и по рекомендации ВОЗ, напоминает его представитель.
Минсельхоз в своем отзыве раскритиковал идеи из документа как непроработанные. Определений таких продуктов нет, поэтому даже непонятно, о налогообложении и запрете каких категорий идет речь, указывало министерство. Против выступали ФАС (служба считает, что обязательная маркировка продуктов ограничивает конкуренцию, а состав потребительской корзины больше зависит от доходов человека, чем от соображений о пользе продуктов) и Минсвязи (выступает против ограничений рекламы отдельных продуктов. Если исходить из логики разработчиков документа, то «рекламировать можно будет только диетический творог», передавал ТАСС слова замглавы Минкомсвязи Алексея Волина).
Минздрав уже несколько раз дорабатывал проект с учетом замечаний – например, исключил из него обложение акцизом соленых продуктов. Согласование продолжается, сказал «Ведомости&» представитель министерства. «Есть тезисы, за которые Минздрав будет биться», – сообщил он, но о каких конкретно идеях идет речь, не уточнил.
Как изобрели «Светофор»
В темах, связанных с качеством продуктов, очень много эмоций и спекуляций, поэтому очень важно, чтобы здесь появилась взвешенное решение, говорит Смирнова из Института питания (он разрабатывал методику «Светофора»). Консенсус интересов науки, производства, надзорных органов и одновременно ответ на запросы общества найти было нелегко и в этой ситуации «Светофор» стал оптимальным вариантом, объясняет Смирнова.
82% российских потребителей приветствовали введение подобной маркировки, а 77% сообщили, что готовы ориентироваться на нее при выборе продуктов, ссылается представитель Роспотребнадзора на данные опроса ВЦИОМа, проведенного перед началом разработки «Светофора».
Есть категории продуктов, в которых усиление государственного контроля необходимо, говорит Смирнова. Но в отношении большинства категорий продуктов следование тем или иным рекомендациям по составу должно быть добровольным, так же как и участие производителя в системе предупреждающей маркировки, продолжает она.
Потребитель должен понимать, что, обращая внимание на то, что и сколько ест, он совершает важный, социально значимый шаг, объясняет Смирнова. Но информационную и финансовую нагрузку при реализации таких инициатив будут нести производители, они должны будут доносить до потребителей идеи здорового питания, а значит, должны поддерживать новую систему – ее разработка и внедрение невозможны без участия индустрии, подчеркивает она.
Производственные вопросы
Производители продуктов питания согласны, что рацион россиян нужно оздоравливать, но к «Светофору» у них остаются вопросы.
Уровень потребления газировки в России, хотя и растет, остается низким по сравнению с другими странами. По данным Euromonitor International, в России пьют 36,3 л безалкогольных напитков в год, тогда как, например, в США – 287,3 л, в Германии – 300 л, в Великобритании – 125 л.
Участие в «Светофоре» не может быть добровольным, считает Мамиконян: добровольно ставить красную маркировку никто не станет. «Произойдет как с молоком. Решили, что при использовании порошкового молока на упаковке нужно писать «восстановленное». Хоть один из вас такую маркировку видел? – спрашивал он у участников конференции по новой системе маркировки. – Она пропала как категория. Потому что ни один маркетолог не сделает то, что общество считает неприемлемым».
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков согласен: вряд ли кто-то из производителей поставит красную маркировку добровольно.
«Если хочется задать тон здорового образа жизни, давайте маркировать только те продукты, которые соответствуют диетическим нормам. Из 100 продуктов такую маркировку получит только один, но зато те, кто заботится о здоровье, будет искать именно этот продукт», – предлагает он.
Преимущества цвета
В том, что первыми свою продукцию начнут маркировать те, у кого она сбалансирована, нет ничего плохого, считает Гехт. «Пусть появятся продукты с зеленой маркировкой – это будет дополнительный повод для потребителя выбирать такую продукцию. Это конкурентное преимущество для производителя», – объясняет она.
Красная этикетка вовсе не значит, что продукт опасен, она лишь призывает потребителя обратить внимание на состав, защищает идею «Светофора» Смирнова.
Позиция Института питания неизменна: нет ни вредных, ни полезных продуктов – есть несбалансированная диета, напоминает она. &
Текст: Татьяна Щукина