Пять фактов про Алису
Как Яндекс научил голосового помощника шутить и притягивать втрое больше пользователей каждый деньВ октябре 2017 г. Яндекс представил голосового помощника по имени Алиса. Она может найти информацию в интернете, подсказать, где поужинать, какая завтра погода, и многое другое. С тех пор ее успели выдвинуть в президенты, а сама Алиса научилась играть с пользователем во множество игр. Пять фактов об Алисе в нашей подборке
Почему Алиса – женщина?
Сначала Яндекс хотел, чтобы виртуальный помощник говорил мужским голосом – все помощники конкурентов говорят женским, почему бы не выделиться, подумала команда Яндекса. Но провели исследование, изучили огромное количество статей на эту тему, из которых выяснилось: виртуальные помощники не просто так говорят женским голосом – под этим есть научная база. Женский голос ассоциируется с голосом матери, люди воспринимают его как комфортный, безопасный и приятный. Так Алиса стала женщиной.
Чьим голосом говорит Алиса?
«Когда мы думаем о голосовом помощнике, мы вспоминаем фильм Her («Она») Спайка Джонса», – говорит глава речевых технологий Яндекса Денис Филиппов. Главный герой кинофильма – голосовой помощник по имени Саманта, которая говорит голосом Скарлетт Йоханссон. «Но Йоханссон, к сожалению, не говорит по-русски. Поэтому мы позвали Татьяну Шитову, голосом которой Саманта говорит в русской версии фильма», – продолжает Филиппов. Яндекс записал 60 часов ее речи и с помощью технологии SpeechKit сделал синтезированный голос Шитовой. Теперь Алиса может произносить ее голосом любой текст.
Как Алиса узнает ответ?
Сначала, чтобы научить Алису ответам на общие вопросы, Яндекс применил стандартную технологию: редакторы написали сотни вопросов на общие темы с несколькими вариантами ответов к ним. Но вскоре выяснилось, что ответы очень быстро начали повторяться или помощнику слишком часто приходилось пользоваться поиском. В этом не было волшебства, говорит Филиппов. И Яндекс построил специальную нейросеть, которая представляет собой совокупность других нейросетей, у крупнейшей из которых 128 слоев. Она изучила миллионы диалогов из интернета и соцсетей и на их основе научилась болтать на свободные темы. В Алису встроен специальный алгоритм, который позволяет избегать некорректных тем, чтобы не повторилась история с чат-ботом Microsoft, который быстро стал расистом. «Мы сделали так, как обычно поступают с детьми, – показывали примеры некорректных вопросов и правильных ответов на них», – рассказывает Филиппов. Алиса может поддерживать разговор на общие темы близко к тому, как это делает человек. И у нее есть чувство юмора.
Каков результат Алисы?
Филиппов говорит, что число взаимодействий с Алисой выросло в 10 раз по сравнению с предыдущим вариантом голосового помощника, который представлял собой голосовой ввод в строке для поиска. Позитивных отзывов на Алису в 5 раз больше, чем негативных, а Яндекс получает в 3 раза больше новых пользователей каждый день, чем раньше. «То, что Алиса притягивает аудиторию, критически важно для любого бизнеса. Все это показывает, что мы движемся в правильном направлении. Голосовой помощник – это то, как люди будут взаимодействовать с нашими сервисами в будущем», – говорит Филиппов.
Алиса учится
Алиса уже сейчас отличный собеседник, но ей предстоит еще многому научиться. Например, лучше понимать контекст разговора (кулинарный крем или косметический имеет в виду пользователь?), определять, кто именно с ней разговаривает, и многое другое. Алиса становится умнее с каждым днем благодаря обратной связи с пользователями, которые могут оценить каждый ее ответ, а недавно Яндекс запустил бета-тестирование платформы «Диалоги» – теперь Алиса будет работать с сервисами не только Яндекса, но и других компаний или отдельных разработчиков.