Касса для бутерброда
Burger King: как 420 закусочных по всей стране будут отчитываться перед налоговиками в онлайнеСеть закусочных Burger King, включающая более 420 заведений, тестирует работу со всеми пятью операторами фискальных данных, которые будут обеспечивать передачу информации в налоговую службу, но идеального партнера пока не выбрала.
Burger King – одна из крупнейших сетей фастфуда на российском рынке: у нее более 420 закусочных по всей стране, в которых до 1 июля ей предстоит обновить 3500 касс.
Процесс перехода на новую систему онлайн-передачи чеков в ФНС Burger King начала осенью прошлого года. Сейчас по новым правилам в компании в тестовом режиме работает более 40 касс в 10 точках. С февраля и до 1 июля компания планирует ежемесячно подключать не менее 600 кассовых аппаратов. Переход на новые требования закона о кассовой технике обойдется компании в сумму от 17 млн до 25 млн руб. в зависимости от затрат на модернизацию или замену старых аппаратов, подсчитывает директор управления информационных технологий Burger King Russia Сергей Очеретин.
Рынок бурлит, производители контрольно-кассовой техники стараются обеспечить необходимыми объемами оборудования всех желающих, но уже есть перебои с поставками, говорит Очеретин. Некоторые старые модели касс с учетом амортизации и стоимости комплекта модернизации обновлять невыгодно – проще купить новые, так что, если новых аппаратов на рынке будет недостаточно, цены на оборудование могут подрасти, предполагает топ-менеджер Burger King. Все выпускавшееся годами кассовое оборудование нужно обновить или модернизировать за полгода, это колоссальная нагрузка для производителей, говорит собеседник «Ведомости&».
Burger King использует контрольно-кассовые машины (ККМ) двух производителей – около 2000 шт. одного и 1500 шт. другого. «Меньшая часть парка используемых ККМ была готова к обновлению уже в декабре, но по большей части парка ККМ производитель внес [данные] в реестр только в конце января, и нам еще нужно ее протестировать, прежде чем обновлять эти кассы и запускать их в работу», – говорит он.
Старые кассы, которые решено модернизировать, нужно снимать с учета, обновлять и затем снова массово ставить на учет. Регистрация одной онлайн-кассы по новым правилам происходит без присутствия в налоговой и занимает всего несколько минут. Но снять с учета старую технику нужно по старинке – приехав в налоговую инспекцию с полным пакетом документов. Налоговые службы по мере приближения 1 июля будут сильно загружены: желающих будет в разы больше обычного, говорит Очеретин.
Следующий шаг после обновления оборудования – договор с оператором фискальных данных (ОФД), посредником, который обеспечивает передачу данных от розничной точки в Федеральную налоговую службу (ФНС). Сейчас в реестре ФНС пять операторов, и в Burger King решили поработать в тестовом режиме со всеми. К концу февраля компания определится с выбором оптимального поставщика. Выбор непростой, признается Очеретин: у всех ОФД набор предоставляемых опций сильно различается. «К примеру, у одних есть мониторинг, и, если в течение определенного срока касса не передает данные в ОФД, мы об этом сразу узнаем. У других удобная система отчетов и дружественный интерфейс. Кто-то предлагает быструю адаптацию системы под нужды заказчика и расширенную аналитику», – приводит он пример.
Главным активным пользователем нового сервиса ОФД будет бухгалтерия, поэтому важно, чтобы им было удобно, подчеркивает собеседник издания «Ведомости». «Например сейчас не все ОФД отображают в личных кабинетах НДС, а бухгалтерии он важен прежде всего, а не только выручка с такой-то кассы», – говорит он. Бухгалтерия, продолжает он, хочет видеть налоги в разрезе каждого ресторана и кассового аппарата, удобные и понятные отчеты и эту информацию ОФД отображают по-разному.
Burger King, по словам Очеретина, обсуждает все проблемы с ОФД и функционал личных кабинетов у операторов быстро расширяется.
3500 касс
нужно обновить или заменить в закусочных Burger King
17–25 млн руб.
планирует потратить компания на переход к работе по новым требованиям закона
«Этот год будет сложным, зато в следующем году все делать будет просто и быстро»
Сбор и обработка больших данных – одно из широко рекламируемых преимуществ ОФД – будут интересны средним и небольшим ритейлерам, считает топ-менеджер Burger King. «В крупных компаниях уже есть свои аналитические системы, и в них хранится гораздо больше информации, чем передается через ОФД. Мы параллельно с кассовыми данными ведем графики маркетинговых акций, учитываем типы ресторанов, близость конкурентов, скорость обслуживания одного клиента и т. д.», – объясняет Очеретин.
Для его компании особенно важный вопрос – информационная безопасность и риск доступа в личный кабинет третьих лиц, говорит Очеретин. «Многие ОФД сейчас предоставляют возможность использовать простой логин и пароль без усиленной защиты. Это значит, что бухгалтер может создать к личному кабинету простой пароль из шести символов, который никогда не истекает. Такой пароль может быть скомпрометирован или подобран, а получив доступ к личному кабинету, можно получить информацию о продажах компании или деактивировать любую кассу», – говорит он. В январе у Burger King уже была подобная история – правда, с хорошим концом. Сотрудник компании многократно пытался зайти в личный кабинет и каждый раз ошибался с паролем. «Уже через 5 минут позвонила служба безопасности ОФД и сообщила, что зафиксировала попытку многократного неудачного доступа к ОФД с нашего IP-адреса. Мы быстро вычислили сотрудника, который вводил неправильный пароль», – говорит Очеретин.
Одним из определяющих факторов для окончательного выбора ОФД станет стоимость услуг, не скрывает топ-менеджер Burger King. Сейчас на сайте каждого оператора представлены стандартные расценки: 3000 руб. в год за одну кассу. В Burger King рассчитывают на хороший дисконт за долгосрочный контракт с большим количеством касс и перспективу расширения сотрудничества: ежегодно компания планирует открывать по 100 новых закусочных.
Плюсы онлайн-касс неоспоримы, считает топ-менеджер Burger King. Видеть данные чеков в реальном времени однозначно удобнее, чем постфактум. Регистрация контрольно-кассовой техники для бизнеса значительно упростится. Бухгалтерия получит новый онлайн-инструмент и начнет работать лучше: пока ее инструмент – это в основном бумажные отчеты, которые приходят из ресторанов. Государство получит повышение прозрачности бизнеса. У потребителя появится возможность всегда получать электронную версию чека для личных нужд.
Сжатые сроки реформы заставили компанию поставить проект на первое место среди других проектов. «Если бы нам дали [на адаптацию] полный год, было бы идеально, – говорит Очеретин. – Срок жизни ЭКЛЗ – 13 месяцев. Мы бы ее спокойно поменяли, и для налоговой это была бы обычная работа. А середина года – это двойная нагрузка и для налоговой, и для бизнеса, плюс для бизнеса это двойные затраты. В январе мы заменили ЭКЛЗ, которая должна была проработать год, но в июле ее уже нужно заменить на новый фискальный накопитель».
Еще одно узкое место – стабильность связи. Очеретин считает, что это повлечет дополнительные затраты. «Остановка касс недопустима, поэтому при аварии у провайдера связи нужно будет быстро ее восстановить или обеспечивать объекты резервным каналом связи», – говорит топ-менеджер Burger King.
Несмотря на все сложности, компания уверена, что сможет уложиться в срок. «Этот год будет сложным, зато в следующем году все делать будет просто и быстро», – уверен Очеретин.
Автор: Серафима Гольдштейн