Первый год COVID-19
11 марта 2020 года ВОЗ объявила пандемию коронавирусаВсе страны еще могут изменить ход этой пандемии.
Ровно год назад генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейсус объявил глобальную пандемию нового коронавируса. Что стало своего рода констатацией факта, возможно даже запоздалой, – к тому моменту вирус был обнаружен более чем в 100 странах мира. Хотя в числовом выражении ситуация не выглядела чрезвычайной: 120 000 человек заразившихся (на самом деле их уже тогда было гораздо больше) и 4300 погибших на весь земной шар. «Пандемия – это не то слово, которое можно использовать легкомысленно или небрежно, – заявил тогда Гебрейсус. – Мы не часто можем делать столь громкие заявления. Сейчас все страны все еще могут изменить ход этой пандемии».
Оценивая эти слова спустя год, мы знаем, что все оказалось сложнее. Не все страны оказались в состоянии изменить ход пандемии, и даже сегодня нет полной ясности, какие меры каким именно изменениям способствуют. В Европе две не самые маленькие страны – Белоруссия и Швеция – вообще не вводили жестких карантинов и при этом избежали массовой гибели населения. А есть страны, локдауны в которых в той или иной форме длятся уже фактически год и причин отменять их власти не находят. Что лучше всего удалось коронавирусу – так это посеять неопределенность.
Сейчас многим кажется, что опасность позади, прививки нас спасли и эпидемия вот-вот закончится. Но цифры возвращают в реальность: 9 марта во всем мире выявили более 415 000 новых случаев COVID-19. Количество умерших от коронавируса в тот же день – 10 121 человек. Посмотри мы на эти цифры год назад – мы бы ужаснулись. Потому что они означали бы, что мир не смог обуздать пандемию и за год ее пламя только разгорелось.
2,6 млн человек умерло от коронавируса с начала распространения болезни, из них 528 000 – в США (вся статистика – по данным Johns Hopkins The Coronavirus Resource Center). Карта смертности от COVID-19 чем дальше, тем сильнее демонстрирует пропасть между странами, народами и континентами по уровню летальности. Больше всего людей погибло в США, за ними идут Бразилия (268 000) и Мексика (191 000). Вся тройка лидеров – из Америки. Россия – на четвертом месте с 88 300 смертей. Теперь смотрим в Азию: ноль смертей в Камбодже, ноль в Лаосе, 29 в Сингапуре, 85 в Таиланде.
Как такое возможно? Догадки о том, что именно защищает жителей Азии – гены, перенесенные болезни или сделанные в течение жизни прививки, – высказываются непрерывно. Еще ничего на сей счет не доказано, но вопрос поставлен, и это интересная задача для ученых. Которых, кстати, можно отнести к бенефициарам пандемии – она дала им много работы. Не только тем, кто изобретает лекарства (с ними все очевидно), но и тем, кто разрабатывает ткани (все теперь носят маски), дезинфицирующие средства (все моют руки) и вирусорезистентные поверхности.
На некоторых областях знаний эта пандемия скажется как Вторая мировая война на авиации и танках, т. е. толкнет эти области сильно вперед. Прививки – первое, что приходит здесь в голову. Но весьма вероятно, что импульс получат и исследования в области генетики, разработки систем моментального тестирования и всевозможного медицинского оборудования. Возможно, по итогам пандемии многократно возрастет нагрузка на медицинскую инфраструктуру и потребуется ее срочное укрепление. Это будет зависеть от того, какое влияние коронавирус оказывает на здоровье переболевших в перспективе нескольких лет, а на этот счет есть разные мнения.
Но это мечты о посткоронавирусном мире. А пока все еще погибает 10 000 человек в день. Что не позволяет говорить о победе.