Warner Bros. в 2021 году применит гибридную модель кинопроката
Мейджоры ищут новых кандидатов на роль главного посредника между контентом и зрителемНикто не хочет возвращения фильмов на большой экран больше, чем мы, но <...> большинство кинотеатров <...> будут работать с ограниченной пропускной способностью в 2021 г..
Warner Bros. объявила, что в 2021 г. впервые применит гибридную модель проката фильмов: студия выпустит новинки одновременно в кинотеатрах и на онлайн-видеосервисах. Речь идет о 17 картинах, среди которых «Матрица 4», «Дюна», новый Mortal Combat, «Отряд самоубийц 2», «Король Ричард» и новый «Том и Джерри». В сети премьеры Warner Bros. будут доступны в течение месяца на видеосервисе HBO Max. По истечении этого срока фильмы можно будет посмотреть только в кинотеатрах. Представители студии называют такое решение «уникальным однолетним планом».
В компании не уточнили, как будет адаптироваться модель за пределами США, в том числе в России. Ближайшая премьера от Warner – супергеройский боевик «Чудо-женщина», который будет выходить в каждой стране в разные даты начиная с 16 декабря, уточнил гендиректор «Каро-премьер» (лицензиат студии Warner в России) Алексей Рязанцев. В России его прокат в премиальных форматах начнется 7 января, а с 14-го фильм можно будет посмотреть в 3D и в обычном формате. По словам Рязанцева, решение по цифровому окну (время между релизом фильма в кино и в интернете) пока не принято.
Warner Bros. входит в топ-5 голливудских студий, фильмы которых приносят российским кинопрокатчикам основной доход. Так, по данным ЕАИС, в 2019 г. зарубежные фильмы собрали почти 78% российского бокс-офиса, составившего 55,46 млрд руб. При этом на их долю пришлось 73% киносеансов, их посмотрели почти 77% зрителей. По данным «Кинопоиска», по итогам 2019 г. Warner Bros. вошел в топ-4 зарубежных прокатчиков в России. Компания выпустила 15 картин, их посмотрели 23 млн зрителей, сборы составили 5,98 млрд руб. Таким образом, доля студии в российском прокате достигла примерно 11%.
Решение Warner Bros. свидетельствует о том, что в условиях пандемии индустрия кинопоказа начинает терять почву под ногами, отмечают участники рынка. В своем пресс-релизе Warner Bros. говорит о том, чтобы «помочь кинотеатрам», но на деле это означает «попробовать обойтись без кинотеатров», уверен директор по маркетингу специализирующегося на продаже рекламы в кинотеатрах медиаагентства «До сеанса» (бывшее «Синема 360») Сергей Болотин. Пандемия заставляет мейджоров пересматривать бизнес-модель и искать новых кандидатов на роль главного посредника между контентом и зрителем. До сих пор кинотеатры приносили основной доход студиям, даже оставляя у себя половину бокс-офиса. Но теперь, когда наполняемость залов ограничена, студии вынуждены искать новых посредников и пытаются понять, подойдут ли на эту роль онлайн-сервисы. «При этом непонятно, выживет ли при этом блокбастер как формат, будут ли готовы зрители платить за просмотр подобного контента на экране в 200 раз меньше кинотеатрального», – говорит Болотин. Результатом вынужденной паузы во время пандемии могут стать изменения в бизнес-модели большинства кинотеатральных сетей, строившейся на прокате блокбастеров, считает гендиректор «Киноэкспертизы» Олег Иванов. «Не стоит рассчитывать, что вернется время, когда голливудские фильмы позволяли кинотеатрам спокойно делать кассу. Тех, кто работал по такой бизнес-модели, ждет судьба видеосалонов 90-х – они исчезнут», – полагает эксперт. Он напоминает, что уже в 2019 г. полный зал кинотеатру удавалось собрать раз в день – в среднем российские кинозалы были заполнены на 17%.