Дивиденды «Норникеля» пойдут на капзатраты

В споре Потанина и Дерипаски проиграли оба
Происходящее в Норникеле заставляет задуматься, насколько менеджмент компетентен и в состоянии управлять компанией
UC Rusal

Компания UC Rusal выпустила заявление, в котором выразила обеспокоенность чередой «экологических аварий и инцидентов в Норильске». «Возникает вопрос к совету директоров [«Норникеля»], насколько он способен влиять на происходящее в компании и отдает ли отчет в том, что данная ситуация неминуемо приведет к появлению неприятных вопросов со стороны экологического и инвестиционного сообществ», – говорится в заявлении. Есть у UC Rusal и конкретные предложения: сменить команду менеджмента, перенести штаб-квартиру «Норникеля» в Норильск и «изменить отношение компании к вопросам экологии».

Проблемы «Норникеля», вызывающие обеспокоенность у UC Rusal, начались 29 мая, когда из норильской ТЭЦ-3 разлилось и попало в почву и близлежащие водоемы 20 000 т нефти. Месяц спустя благодаря журналистам «Новой газеты» и экоактивистам выяснилось, что Талнахская обогатительная фабрика сливает в тундру техническую воду. А 12 июля стало известно о разгерметизации трубопровода «Норильсктрансгаза» в Красноярском крае, следствием чего стал разлив 44,5 т авиатоплива. В регионе был объявлен режим ЧС. Росприроднадзор, оценив ущерб, выставил «Норникелю» беспрецедентный счет – 147,8 млрд руб. Котировки акций компании с 29 мая упали почти на 19%.

UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской, владеет 27,82% акций «Норникеля», у «Интерроса» Владимира Потанина – 34,54%. Управляющим партнером является Потанин, он назначает менеджмент и контролирует его работу. Так что претензии UC Rusal обращены к нему лично.

Отношения между крупнейшими акционерами компании никогда не были простыми. В частности, из-за того, что Потанин всегда выступал за то, чтобы направлять прибыль «Норникеля» преимущественно на капитальные вложения, а не на выплату дивидендов, что не устраивало Дерипаску. В конце концов стороны договорились, что на дивиденды «Норникель» будет направлять до 60% от EBITDA, т. е. условие UC Rusal было выполнено. В частности, по итогам 2019 г. EBITDA компании составила $7,9 млрд, на выплату дивидендов пошло $4,8 млрд, т. е. даже чуть больше 60%. UC Rusal досталось $1,33 млрд. Деньги ему пришлись кстати: чистый долг UC Rusal по результатам прошлого года составлял $6,47 млрд и только на уплату процентов по нему компания потратила $533 млн.

Однако в июне – на фоне всех экологических проблем «Норникеля» – Потанин предложил ограничить дивиденды компании за 2020 г. суммой в $1 млрд. И конфликт акционеров вспыхнул с новой силой.

Горькая ирония ситуации в том, что теперь UC Rusal придется скорее всего не только согласиться на резкое сокращение дивидендов от «Норникеля», но и признать, что соглашаться на это надо было раньше. Конечно, менеджмент «Норникеля» (а значит, и лично Потанин как управляющий партнер) виноват в сложившейся ситуации. Конечно, он должен пострадать. Но ни перенос головного офиса компании в Норильск, ни даже замена менеджмента сейчас уже не окажут радикального влияния на изменение «отношения компании к вопросам экологии» без существенных капитальных вложений в инфраструктуру. На чем, по сути, всегда и настаивал Потанин.

Делать это все равно придется. Только теперь для обеих сторон – с учетом последствий устроенной экологической катастрофы – это выйдет гораздо дороже.