Госсовет не для Путина
Владимир Путин вернул в повестку идею сохранения им поста президента после 2024 годаПредлагается наделить Госсовет какими-то особыми полномочиями и возглавить его. Это будет означать ситуацию двоевластия в стране – для России абсолютно губительная ситуация
Эти слова президента, сказанные в прошлую пятницу, 6 марта, в Иванове, в один момент превратили в труху сотни, если не тысячи, страниц, исписанных экспертами в попытке доказать, что именно обновленный Госсовет во главе с Владимиром Путиным поможет ему сохранить реальную власть в стране после 2024 г. Хотя основания для такого вывода казались железобетонными: мало того, что в статье о Госсовете в президентских поправках к Конституции ничего не говорится о том, кто его возглавляет (в отличие, например, от Совета безопасности, которым по должности руководит президент), так этому пока что консультативному органу еще и дарованы в буквальном смысле президентские полномочия. Ведь предложенный Путиным (и не изменившийся в ходе рассмотрения проекта в Госдуме) пункт о том, что Госсовет создается «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики» России, дословно повторяет главные функции президента, закрепленные в ст. 80 Основного закона.
Теперь любителям национальной забавы «угадай, кем станет Путин после 2024 г.» придется, видимо, возвращаться к другим версиям, считавшимся до сих пор менее вероятными. Исходя из того текста поправок, который во вторник будет принят Госдумой во втором чтении, достойных вариантов трудоустройства у уходящего главы государства, по сути, всего четыре. Это премьер, формирующий правительство как бы без участия президента; спикер Госдумы, утверждающей премьера, вице-премьеров и «гражданских» министров; председатель Совета Федерации, чье мнение президент должен будет учитывать при назначении глав силовых ведомств и прокуроров; председатель Конституционного суда (КС), которому даны новые полномочия по проверке не только федеральных и региональных законов, но и еще не принятых законопроектов.
Правда, в отличие от председателя Госсовета, который, по наиболее распространенной версии, мог бы стать этаким гуру, к чьим советам пришлось бы прислушиваться всем большим начальникам (включая и президента), у премьера, двух спикеров и председателя КС влияния будет гораздо меньше. Так, премьер и Госдума не смогут контролировать силовых министров, вмешательство Совфеда в кадровую политику ограничено всего лишь консультациями, а председатель КС и вовсе может быть в любой момент уволен по представлению главы государства. А поскольку сам вывод о намерении Путина непременно остаться во власти после 2024 г. основывался на том, что это единственная возможность гарантировать себе спокойное послепрезидентское будущее, то любой вариант, при котором над ним появится начальник, способный ему указывать, поправлять или даже уволить, этому сценарию явно противоречит.
Но тогда получается, что, пожалуй, единственный для Путина способ остаться в стране самым главным начальником – это не уходить вовсе, по крайней мере в ближайшие 12 лет. А юридическим основанием для этого может стать постановление КС, который разрешит обнулить президентские сроки в связи с существенным изменением всей системы власти.
Кстати, по поводу этого варианта президент пока еще ни разу не высказался.