Чего не сделаешь из уважения к народу
Из уважения к грузинам Владимир Путин не стал бы вводить санкции – а вот на россиян это не распространяетсяЧто касается различного рода санкций в отношении Грузии, я бы не стал этого делать именно из уважения к грузинскому народу.
Мелкая придирка, но все-таки: президент Путин говорит, что не стал бы вводить санкций против Грузии, – так ввел же! Запрещены прямые рейсы туда и оттуда, и что это, как не санкции? Стало неудобно, как и всегда бывает с санкциями, но и обход нашелся – как всегда и находится.
Но не об этом хотелось сказать, а об уважении. К грузинскому народу – по неизвестной причине, президент Путин никак не объяснил, – оно есть. А к народам американскому, германскому, итальянскому, французскому, польскому, австралийскому и т. п., получается, нет? Риторика-то президентская в чем состоит: грузинам из уважения не будет запрещено (как это обсуждалось в Госдуме) продавать в Россию основной их сельскохозяйственный продукт, вино, – а европейские основные сельскохозяйственные продукты уже почти пять лет как запрещены. Не вино (видимо, сами запретители сомневались, что долго протянут без европейского вина), – но сыр, но яблоки, но мясо и т. п.
Может, к уважению у Владимира Путина примешивалась и великодушная жалость: грузины все-таки существенно беднее граждан стран ЕС?
Контрсанкции, лишившие европейцев возможности продавать в Россию еду... ну то есть как лишившие – если кому хочется пармезану с польскими яблоками или французской говядины, все это вполне можно купить, и даже не очень дорого, не выезжая ни в Италию, ни в Польшу и ни во Францию. Да, так вот, контрсанкции, как мне кажется, – проявление неуважения не только к европейским или заокеанским партнерам, но и к собственному народу. Официальная радость от прогресса в российском сельском хозяйстве – ура, случилось импортозамещение! – не отменяет официальной же констатации того, что контрсанкции стали причиной удорожания еды. По-другому говоря: еда бы так не подорожала, если бы ее можно было продолжать покупать за границей.
То же самое, конечно, касается уже работающего запрета (санкций) на полеты в Грузию. Ясно, от него пострадают грузины – но где тут уважение к российскому народу? Только он повадился ездить отдыхать в относительно дешевую и гостеприимную страну!
Банальна мысль, что в первую очередь от внешнеполитических или внешнеэкономических действий президента Путина непременно так или иначе страдают российские граждане. Как-то уже не трогают стоны о неблагом состоянии народа. Пролетают незамеченными благородные слова о неразвитых институтах, общественной пассивности и коррумпированной бюрократии. Все так, все так, все без уважения к простому человеку.
А обратным ходом, по всей видимости, все меньше уважения испытывает простой российский человек к властям. Кормить они его не очень кормят; поить – это без властей давным-давно уже россияне справляются; развлекать? Внешняя политика с присоединением Крыма, раздражением Украины, калибровкой Сирии и бесконечными потягусиками с Америкой развлекать как-то уже перестала, кажется, а новых столь же зажигательных историй власть не рассказывает, и слава Богу: дорого выходит и в прямом, и в переносном смысле.
В том числе, наверное, и с Грузией показалось дорого тягаться, вот уже в «Коммерсанте» пишут, что и авиасообщение прекратилось ненадолго, обсуждается его возобновление.
На прозрение власти рассчитывать не приходится, и тем более на персональные перемены в ней. Может, хотя бы минимальное уважение к собственным гражданам возникнет.
Могли бы повысить налог, но из уважения к россиянам, скажет президент, не станем. Или: могли бы похоронить под мусором такую-то область, но из уважения к людям – не похороним.