Новый Великий поход Китая
Торговая война США и Китая стала не просто технологической, но полномасштабной бизнес-войнойТорговая война не сделала Америку снова великой
Руководство Китая сыграло на главном лозунге, с которым Дональд Трамп пришел в политику, заявив, что действия президентской администрации не принесут пользы США. В воскресенье Госсовет Китая обнародовал документ, в котором обозначил позицию по вопросу обострившегося торгового конфликта с США.
В документе верно перечисляются проблемы, которые породили введенные Трампом пошлины: рост расходов для американских компаний; рост цен на товары для потребителей; негативное воздействие на темпы экономического роста (активность в производственном секторе США снижается и, хотя на него приходится лишь чуть более 10% совокупного выпуска, экономика входит в напряженную фазу, особенно если Трамп введет пошлины на оставшуюся часть импорта Китая, а тот ответит, указывают аналитики ING); сокращение экспорта США в Китай. «Американские компании беспокоятся, что могут потерять китайский рынок, который они возделывали почти 40 лет», – говорится в документе Госсовета. Действительно, в 1978–1979 гг. Дэн Сяопин решил открыть китайскую экономику для рынка и западных компаний; развернутая Трампом 40 лет спустя торговая война – во многом ответ на подъем Китая, ставший результатом инициированной Дэном политики.
Теперь страна, ставшая второй по размеру экономики и вошедшая в число мировых лидеров в промышленности и особенно технологиях, обвиняет США в «агрессивном поведении». Оно наносит ущерб не только самой Америке, но и всему миру, утверждается в документе Госсовета, так как подрывает легитимность ВТО, угрожает росту мировой экономики, разрывает международные производственные цепочки. И это тоже верно.
Но в определенной мере это частности. В последние годы немало было сказано о том, что Китай бросает вызов США как мировому лидеру. Эксперты вспоминали о так называемой «ловушке Фукидида», т. е. неизбежности войны между державой-гегемоном и возвышающимся претендентом на гегемонию. Это уже очевидно в экономике (и война Трампа против Huawei – это война против ведущего мирового производителя телекоммуникационного оборудования), постепенно Китай начинает более жестко действовать и в политике.
И вот нынешний лидер Си Цзиньпин, которого нередко называют самым сильным со времен Мао Цзэдуна, в конце мая уже призывает китайцев начать современный Великий поход. Напоминая соотечественникам на фоне обострения отношений с США о легендарном событии в истории Китая и компартии, когда в 1934–1935 гг. армия китайских коммунистов под давлением правительства Гоминьдана прошла тысячи километров через труднодоступные горные районы с юга страны на север. Оттуда, перегруппировавшись, коммунисты пошли в наступление в ходе гражданской войны и в 1949 г. взяли власть.
Публикация в выходные документа Госсовета, где формулируется его позиция в отношении «непомерных требований» США на торговых переговорах, объявление о создании списка «ненадежных» иностранных компаний и заявление министерства обороны Китая о военных действиях в случае, если какая-либо из стран перейдет черту в тайваньском вопросе, означают, что «Китай начал свой Великий поход», пишут аналитики ING: «Мы воспринимаем это всерьез. Это означает, что торговая война стала не просто технологической, но полномасштабной бизнес-войной».
Часто звучащие обвинения Китая в нарушении прав интеллектуальной собственности, принудительной передаче технологий работающими в стране иностранными компаниями, господдержке участников рынка абсолютно обоснованны. Политика Китая в стремлении обрести экономическую мощь далеко не всегда была честной. Но Трамп своими действиями только расшатывает позиции США. Да, они еще долго не перестанут быть гегемоном. Но объединиться с другими союзниками, которые тоже недовольны действиями Китая, и совместно добиться от него уступок (чтобы он не мог играть на разногласиях западных стран) было бы гораздо эффективнее. Это помогло бы создать более честные правила игры, обеспечив более высокий уровень стабильности и процветания для всех.