Кто сделает главный вывод из расследования спецпрокурора Мюллера

Отсутствие обвинений не значит, что расследование было бесполезным – вердикт вынесут избиратели на президентских выборах 2020 г.
Боже мой, это ужасно. Это конец моего президентства
Дональд Трамппрезидент США

Так воскликнул Дональд Трамп в мае 2017 г., узнав о назначении Роберта Мюллера специальным прокурором, и добавил: «I’m f*cked». Он боялся, что расследование о возможном сговоре его кампании с вмешивавшейся в выборы Россией затянется на годы и в итоге, по словам Трампа, «разрушит мое президентство».

Комиссия Мюллера действовала более эффективно и завершила работу через год и 10 месяцев. После публикации ее доклада 18 апреля Трамп уже хвалился тем, что «охота на ведьм», как он неоднократно называл расследование, завершилась ничем: сговора Мюллер не обнаружил.

На стороне Трампа, как и во время предвыборной кампании в 2016 г., действуют и российские власти. Ничего нового в докладе нет и нет не только сговора, но и каких-либо доказательств вмешательства России в выборы американского президента, поспешили заявить в Кремле. Впрочем, рефрен «их там нет» звучит из раза в раз по самым разным поводам уже не первый год.

«На что были потрачены деньги американских налогоплательщиков? Но этими вопросами пусть задаются сами американские налогоплательщики», – заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Американские налогоплательщики, чьи интересы представляет инициировавший расследование конгресс, как раз могут быть довольны. Для них вопрос чистоты политики и выборного процесса очень важен – в отличие от России, где Федеральное собрание представляет само себя и близкие к власти группы, оскорбляется мнением граждан о себе любимом, результаты выборов зависят от того, какую цифру захотят получить властные политтехнологи и сколько бюджетников, пенсионеров и сотрудников госкомпаний удастся пригнать на избирательные участки, а партии и кандидаты, которые могут хоть как-то подпортить благостную картину, просто не регистрируются. Более того, американские налогоплательщики готовы заплатить еще. Три издательства готовятся около 30 апреля выпустить 448-страничный доклад в бумажном виде. Предзаказы на все три версии столь высоки (две из них выходят с сопроводительными материалами), что они уже стали бестселлерами № 1 на сайте Amazon.

Но, наверное, не только готовность американских налогоплательщиков платить за правду удивляет представителей российской власти. Некоторые сотрудники отечественных следственных органов наверняка хмыкнут: стоило ли так напрягаться, если можно спокойно, тратя деньги налогоплательщиков российских, «расследовать» дела вроде дела ЮКОСа, болотного, «Кировлеса» и «Ив Роше», Pussy Riot, Серебренникова и др., особо не утруждая себя сбором доказательств – ведь можно всегда вписать в дело то, что нужно. Да и составляющие весомую часть доклада Мюллера подробные рассуждения о том, можно ли с теоретической и практической точек зрения предъявить Трампу обвинения в препятствовании правосудию, – это для российского права, каким мы его постоянно видим, нечто из области фантастики.

Как и примеры того, что подчиненные Трампа просто игнорировали его требования (порой называя их «безумным дерьмом») надавить на руководителей минюста, чтобы те остановили расследование или отстранили Мюллера. В России же руководители государственных и частных структур восприняли намеки Путина на желательность наладить связи с командой Трампа после выборов как руководство к действию.

Для американцев же эти рассуждения имеют большое значение. «Если бы после обстоятельного изучения фактов у нас была уверенность, что президент точно не препятствовал правосудию, мы бы об этом заявили. Но мы не можем сделать такого заключения, – говорится в докладе. – Соответственно, хотя в докладе не делается вывод, что президент совершил преступление, он его и не оправдывает».

Мюллер сделал свое дело, теперь у американского народа есть возможность вынести вердикт, который он считает нужным, – на выборах 2020 г., написал Майкл Блумберг. Так что слова Трампа еще могут сбыться – пусть немного позже. И это главный итог доклада – чего, конечно, никогда не поймут в Кремле.