Когда Дональд Трамп поверил Владимиру Путину
Экс-директор ФБР нашел простое объяснение поведению президента СШАМне все равно. Я верю [Владимиру] Путину
В качестве предуведомления: бывший директор ФБР Эндрю Маккейб сам не слышал, как президент США Дональд Трамп сказал, что доверяет президенту России Владимиру Путину, – ему передали сотрудники, которые присутствовали при обсуждении вопроса о дальности действия ракет из КНДР. Собственно, общее внимание к цитате как раз и вызвано тем, что Дональд Трамп отдал предпочтение мнению Владимира Путина перед данными собственной разведки. И кажется, мало кто в США сомневается в правдивости Эндрю Маккейба. Скотт Пелли, журналист CBS News, который его и разговорил, отчасти объясняет, почему так: возникает предположение, что президент США – агент России!
Но вообще-то можно было бы и поосторожничать: Эндрю Маккейб пострадал от президента Трампа. По собственным словам бывшего директора ФБР, уволен он был как раз за то, что проявлял излишнюю активность в исследовании связей президента США и президента России, способствовал возникновению расследования Роберта Мюллера – а теперь без тени сомнения говорит, что стал политиком; правда, замечает, что все уволенные Дональдом Трампом становятся политиками.
Нам, наверное, дела нет до всех этих американских тонкостей – каноны-то журналистские соблюдены, Эндрю Маккейб сам отвечает за свои слова и никуда от них не прячется. Нам важно совершенно иное – та наживка, которую (допустим) заглотил президент Трамп.
На нее частенько попадаются самые разные люди, а особенно предприниматели, люди с авантюрным складом характера. Спецслужбист, агент какой-нибудь говорит такому авантюристу, что владеет секретным знанием и готов это знание передать – в обмен отнюдь не на деньги, да, может, и вообще никакого обмена не потребуется, а может, небольшая услуга... Что-то рассказать, ага? Поучаствовать в схеме – даже с выгодой, с выгодой!
Да, а сведения-то, которыми владеет агент, – они первый раз, весьма возможно, будут даже верными и по-настоящему полезными в делах авантюриста; обычно это какие-то подробности личной или деловой жизни партнера по бизнесу или сделке или кого-то, кто сделке мешает. (Так рассказывают люди, побывавшие в похожей ситуации в российских условиях.) Но очень скоро оказывается, что плата за эти полезные сведения есть.
Развивать тему не стану, дальше – банальные и печальные истории взаимодействия со спецслужбами.
Другое интересно: когда же попался Трамп? Неужели действительно давным-давно в Москве? Мне все больше кажется, что его зависимость от российских «партнеров» – не выдумка, как я думал, а главный сюжет мировой политики. И если бы не тяжелая обусловленность президентской деятельности в США разными формальностями, не сдержки, часть из которых нарочно приготовлена для Трампа, – руки у обоих неоднозначных лидеров были бы развязаны и миру пришлось бы мириться Бог весть с чем.
Теперь приближается новая выборная кампания в США, Дональд Трамп в ней наверняка снова захочет участвовать и ему снова будет нужна разнообразная помощь. Правда, приближается к концу и расследование прокурора Мюллера, которое может вышибить Дональда Трампа из президентского седла и лишить его политических перспектив.
Но что хочу сказать: парадоксальным образом вся эта история служит к значительному, я бы даже сказал невиданному прежде, укреплению позиций спецслужб, не только американских и российских. Общее недоверие, обилие вранья и подмен, преступления вроде отравления несчастных Скрипалей – прекрасная возможность для них выбить себе денег и полномочий из гражданских, глубоко ими презираемых.
Увы, для свободного развития эти траты не то что бесплодны, а даже и, как говорил один видный спецслужбист – Евгений Примаков, контрпродуктивны.