Когда хочется быть «пост-пост» и «мета-мета»

На смену новой искренности пришла новая легкость
Сартр – это не всерьез, модернизма больше нету. Я такая пост-пост, я такая мета-мета
Монеточкапевица

«А что ты думаешь про певицу Монеточку?» – внезапно спросила меня Ира, которая редактирует статьи про потребительский рынок, недвижимость и прочие серьезные вещи. А потом то же самое спросил и главный редактор. Я ничего про Монеточку не думал, но тут уже, конечно, пришлось.

Почесал затылок, налил кофе, полез в YouTube и «Википедию». Наслушался, насмотрелся, начитался. Узнал, что Монеточку зовут Лизой. Что у нее только что вышел альбом «Раскраски для взрослых» – уже, между прочим, третий! – и все от него без ума. Что Монеточку даже позвали в телевизор, в передачу «Вечерний Ургант». Что она читает классическую русскую литературу и вышивает крестиком.

Первая мысль была про то, что эта 20-летняя девушка из Екатеринбурга – голос старшеклассниц и первокурсниц, таких начитанных и дерзких, но таких смущающихся. Она же почти демонстративно обыкновенная. Голосочек слабый, тоненький, срывается. Внешность – тоже вроде бы пройдешь и не заметишь. Не запомнишь, не узнаешь. То есть легкость самоидентификации необыкновенная: она как все, все как она. Живет во «В контакте». «Неучтенная девочка». Это мило, но ведь этого мало.

Читаю-слушаю дальше. Ого! Какие старшеклассницы-первокурсницы: «Википедия» сообщает, что «80% аудитории Монеточки – это мужчины от восемнадцати до тридцати». А на «Кинотавре» под песни Монеточки радостно отплясывают сами Федор Сергеевич Бондарчук с невестою. И с ними рядом – бывшая жена Бондарчука Светлана с новым бойфрендом. И светские обозреватели отмечают это как поистине удивительный факт. То есть Монеточка что-то нашла такое общепримиряющее. Какую-то новую, да простит меня Александр Исаевич, скрепочку.

Тексты с нового альбома Монеточки «Раскраски для взрослых» местами напоминают о ранней Земфире, но только местами. Земфира была и резче, и отчаянней, и вообще – ну что тут сравнивать, совсем они разные. Монеточка вкрадчивая. Монеточка насквозь самоироничная. Назвала себя почти как сеть бюджетных супермаркетов, но предложила слушателям не только привычный ассортимент повседневности, подростковую непосредственность или подростковый протест. У нее ведь, с одной стороны, «берегись, государственность, сокрушайтесь, правители». А с другой и тут же – «извините, родители». Но главное вот что: «Я такая пост-пост, я такая мета-мета».

И так еще действительно никто не напевал. Тут вам разом и гражданская позиция, и лингвистика с философией, и конец истории в одном привязчивом мотивчике, доступном каждому встречному, а не только читателям Сартра (который, впрочем, тоже «не всерьез»).

Под этим уже не только школьницы-студентки и мужчины от восемнадцати до тридцати подпишутся, но и более-менее все остальные. Все, кому хочется такой же легкости. Кто устал и одурел от всего происходящего и тоже предпочел бы просто постоять в сторонке в иронической позе «пост-пост и мета-мета». Поза, может, и не новая, но уж очень удачно ее Монеточка сформулировала. Вот что, Ира, я про это думаю.