Почему россияне приняли на себя американский удар
Возможно, частная военная компания выполняла частный заказРечь может идти о гибели пяти человек. Предположительно граждан России
Количество погибших российских частных военных контрактников от американского удара в Сирии 7 февраля всю неделю было предметом многочисленных публикаций в СМИ и социальных сетях и вопросов журналистов российским официальным лицам. В четверг представительница Министерства иностранных дел Мария Захарова впервые, пусть и предположительно, признала сам факт гибели граждан России, не военнослужащих, от этого удара и назвала первую оценку их числа – пять человек.
В СМИ и социальных сетях оценка числа погибших колебалась от 11 у «Коммерсанта» до 644 у бывшего командира донбасского ополчения Игоря Стрелкова. Агентство Bloomberg сообщило о 200 погибших – со ссылкой на двух россиян, знакомых с ситуацией, а Reuters – со ссылкой на коллегу опрошенного агентством военного врача – о 100 погибших и 200 раненых.
От бойца этой «частной военной компании (ЧВК) Вагнера» в самой Сирии через общего знакомого корреспондент «Ведомостей» услышал такую оценку потерь: погибшими (из числа российских и украинских граждан) – 23 человека почти сразу после событий, 40 человек неделю назад и до 50 человек к концу прошлой недели и ранеными – 70 человек. Вероятно, это число росло в связи с тем, что для опознания тел требовалось время, возможно, скончалась часть раненых. Кроме того, из официальных ресурсов сирийского отряда ISIS Hunter, действовавшего совместно с россиянами и местным племенным ополчением, известно о похоронах как минимум 10 бойцов этого отряда. Нельзя исключать, что общее количество безвозвратных потерь вместе с сирийцами может достичь и 100 человек – эту цифру представитель Пентагона назвал сразу после удара.
Но по большому счету все эти цифры ни о чем. Доказательством гибели россиян может стать только пофамильный список (или хотя бы список позывных). Пока же спустя 10 дней после трагических событий на основе данных, выложенных в соцсети близкими и родственниками, есть цифра в девять погибших (включая одного гражданина Украины). С некоторыми из родных и близких связались журналисты.
Сам инцидент описывается хоть и с разночтениями, но в главных аспектах одинаково всеми источниками. Группа сирийцев совместно с «ЧВК Вагнера» решила отобрать у американских союзников – курдов источник наличных в виде нефтяных полей в районе, судя по всему, поврежденного и недействующего нефтеперерабатывающего завода, некогда принадлежавшего компании Conoco. Их рейд был воспринят находившимися на позициях курдов американскими военными как угроза, и по этим силам были нанесены артиллерийские и авиационные удары, после чего их остатки отошли. О подготовке рейда американцы узнали задолго до его проведения, и об отношении к нему официальных российских военных будто бы было запрошено заранее, но из российского ответа следовало, что российских военнослужащих там нет.
Если это так, то речь идет об ударе со всего размаха головой об стену, за который по большому счету ответственность должны понести его инициаторы. Кто инициатор – не ясно, возможно, это были и сирийцы, уверенные, что курды покинут район, и привлекшие «ЧВК Вагнера» к, по сути, частной (в смысле оплаченной из частного источника) военной операции. Стоит также разобраться в вопросе, почему рейд не был остановлен российскими военными.
Но вряд ли российские официальные лица сообщат о результатах изучения этих вопросов. Хотя, возможно, какая-то косвенная информация об этом просочится – например, в виде сведений о кадровых перестановках в командовании группировки в Сирии. Или в виде информации об изменениях в финансовом положении компаний, связываемых с Евгением Пригожиным, которого считают нанимателем российских контрактников в Сирии.