Шоу «Русский след»

Если расследование российского вмешательства в американские выборы превращается в шоу, то пусть оно будет красивым
Социальные сети будто специально созданы для распространения российской дезинформации.
Марк Ворнерамериканский сенатор

На прошлой неделе американские сенаторы методично учили Facebook, Google и Twitter, как любить Родину. Поводом стала политическая реклама, которую некие русские организации, в том числе Агентство интернет-исследований (АИИ), распространяли среди американцев перед выборами президента США в 2016 г.

Русские десятилетиями ведут информационную войну, напомнил на слушаниях в конгрессе сенатор Марк Ворнер, и социальные медиа обладают такой силой пропаганды, какую невозможно было себе представить во время Берлинской стены: «Социальные сети будто специально созданы для распространения российской дезинформации». Другой сенатор долго выспрашивал у представителей интернет-компаний, могут ли они гарантировать, что политическую рекламу не оплачивала Северная Корея.

Сенаторы расстроились, когда Facebook отказался предоставить им личную переписку пользователей, которые размещали подозрительную рекламу, – компания сообщила, что защищает тайну переписки, в том числе иностранных граждан.

Граждане США ожидают, что американские компании превыше всего ставят интересы своей страны, а не работают в интересах ее врагов – России и Китая, напомнили сенаторы.

И да, да, все это со звериной серьезностью.

А мы еще язвили, когда наш собственный президент Владимир Путин заявил, что интернет как возник как проект ЦРУ, так и развивается.

Прелесть ситуации в том, что Google, Facebook и Twitter, очевидно, придется отвечать за свои действия не только перед сенатом США. Отдельные депутаты Госдумы уже заявили, что Google неплохо бы объясниться, почему компания удалила из выдачи сообщения Федерального агентства новостей (ФАН) и группы связанных с ним медиаресурсов. По данным РБК, ФАН и АИИ контролируются бизнесменом Евгением Пригожиным. Сам Пригожин это отрицает. Требование объяснить, что происходит, направил в Google и Роскомнадзор.

У российского парламента в отличие от американского нет такой обширной практики в проведении слушаний. Сложно себе представить, как юристы «Яндекса» или «В контакте» несколько дней подряд отдуваются перед членами комитета Госдумы по информационной политике. Расскажите, насколько сильным было влияние американцев на кампанию кандидата Путина? Уверены ли вы, что Северная Корея не сможет профинансировать рекламу Ксении Собчак? Как IPO на иностранной бирже повлияло на ваш патриотизм?

Но то ли еще будет. Российские власти внимательно наблюдают за происходящим и вряд ли упустят шанс устроить собственную публичную охоту на ведьм. Тогда там, в Америке, Facebook и Google продолжат доказывать, что не являются орудием российской пропаганды, а здесь, в России, – открещиваться от американского влияния. Не позавидуешь такой шизофрении.

И если уж нас ждет такой спектакль, надеюсь, сделают его хорошо, не хуже, чем Олимпийские игры в Сочи. Будем гордиться так же, как Крымом.