Неприятные созвучия
Ольга Васильева и мировоззренческая платформаПо поводу учебника истории основные дискуссии позади. [Историко]-культурный стандарт написан <..> учебники российские ученики получат в сентябре 2016 г.
Многие знакомые мне люди, знавшие нового министра образования и науки Ольгу Васильеву и работавшие с нею – как с ученым, как с преподавателем, – говорят, что она серьезная исследовательница, что она, возможно, первая, кто занялся чрезвычайно сложной и, я бы сказал, кровавой темой отношений советской власти и Русской православной церкви, что ее вклад в историческую науку неоспорим.
Однако на сайте «Ведомостей» воспроизведено выступление Ольги Васильевой (как сотрудницы администрации президента) на Клязьме, на мероприятии под малопонятным названием «Территория смыслов». Цитата из того выступления: «Вспомните 1934 год, когда Сталин выступает на конференции о том, что у нас есть отечество и у нас есть история. Ну очень созвучная была история, когда было решено – и вы уже свидетели этого величайшего события – создание историко-культурного стандарта».
В 1934 г., как мне кажется, конференции никакой не было – зато был XVII съезд ВКП (б), «съезд победителей». Палач Сталин (из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных на XVII съезде, 70% были арестованы и расстреляны в 1937–1938 гг. как враги народа; из 1966 делегатов осуждено за контрреволюционные выступления более половины – 1108 человек) выступал на съезде – но слово «отечество» встречается у него только в таком сочетании: «отечество рабочего класса всех стран»; видимо, историк Васильева имела в виду иную речь диктатора.
Но это неважно; мне как-то неприятно слышать от министра образования и науки, что нечто в современном процессе обучения созвучно сталинским идеям. «Для преподавателя общественных наук очень важна та мировоззренческая платформа, на которой он стоит», – говорит министр Васильева, и с ней нельзя не согласиться.
Министр в том же выступлении на Клязьме ужасается публикациям «Огонька» почти 30-летней давности. Ольга Васильева предлагает пользоваться данными покойного историка Виктора Земскова. Вот эти данные: не более 2,6 млн человек, из них более 800 000 приговоренных к высшей мере по политическим мотивам, порядка 600 000 политических заключенных, умерших в местах лишения свободы, и около 1,2 млн скончавшихся в местах высылки (включая «кулацкую ссылку»), а также при транспортировке туда (депортированные народы и др.). 2,6 млн человек!
Напоследок – как бы напутственная цитата новому министру из прошлого: «Наконец, следует отметить еще один факт, но уже отрицательного характера. Я имею в виду то недопустимое явление, что педагогические и медицинские факультеты все еще находятся у нас в загоне. Это большой недостаток, граничащий с нарушением интересов государства. С этим недостатком надо обязательно покончить. И чем скорее будет сделано это, тем лучше» (Сталин И. В., отчетный доклад XVII съезду ВКП(б).