Клерикально-государственный союз
Сегодня мы вынуждены расплачиваться за то, что в каждой школе висел лозунг «Религия – опиум для народа»Союз музеев России расценивает действия странных активистов с галлюциногенными кличками как подлинное проявление кощунства, богохульства и оскорбления веры
Их, конечно, тут же сравнили с мусульманскими радикалами из ИГИЛ – это уподобление принадлежит главе Совета по правам человека Михаилу Федотову. А Александр Тимофеевский в «Фейсбуке» вспомнил Бронюса Майгиса, в 1985 г. облившего в Эрмитаже серной кислотой «Данаю» Рембрандта. Можно вспомнить и акцию из области интеллектуального вредительства: в 1997 г. в амстердамском Стеделийк-музее художник Александр Бренер нарисовал зеленым спреем знак доллара на картине Малевича.
В перечисленных случаях у авторов акций были разные мотивы. Майгис испортил «Данаю» в знак протеста против оккупации Литвы Советским Союзом. Против Рембрандта он ничего не имел: ему просто нужно было навредить оккупантам на хорошенькую сумму. Бренер выступал именно против того, что искусство в современном мире превращено в товар. Наши же вандалы объясняют свои действия тем, что произведения искусства оскорбляют чувства верующих.
Последствия акций столь же разнятся. Литовский патриот пробыл в психушке до тех пор, пока Литва существовала в составе СССР; Бренер честно отсидел пять месяцев в нидерландской тюрьме и вышел на свободу с чистой совестью; а вот наши герои продолжают разгуливать на свободе.
Сегодня мы вынуждены расплачиваться за то, что священников ссылали на Соловки, а в каждой школе висел лозунг «Религия – опиум для народа». Верхушка церкви и государство опять нуждаются в союзе, чтобы укреплять друг друга. Первые попытки совместной цензуры имели место еще в середине 1990-х, когда на НТВ был отменен пасхальный показ фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Ныне неофициальный клерикально-государственный союз планомерно защищает всю область христианской символики от любых попыток интерпретации. Надругательство над работами Вадима Сидура – это продолжение «Тангейзера».
Вот только результат пока обратный: всем становится ясно, что активисты, подобные гостям Манежа, не защищают православие, а бросают тень на институт церкви. Оценка событию, данная в приведенной цитате директором Эрмитажа, еще емче сформулирована в одном из комментариев на портале Colta.ru: «Уже Успенский пост начался, а Энтео все беснуется».