«Культурный полюс»: Таруса как российский Барбизон

Выставка в «Новом Иерусалиме» рассказывает о феномене тарусских художников

Таруса была местом притяжения художников разных поколений. Выставка-размышление «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим» рассказывает о художественном феномене этого города и убеждает в целесообразности использования термина «тарусская школа». Ее основы на рубеже XIX–XX вв. заложили Василий Поленов, Николай Крымов, Виктор Борисов-Мусатов. В отличие от более известных Абрамцева или Плеса в этом городе на живописной реке Оке творческая активность не прерывалась более 100 лет – сюда непрерывно приезжали художники, музыканты, ученые.

Именно Поленов увидел в берегах Оки свою любимую Сену, впадающую в Ла-Манш недалеко от Онфлера, – то самое место, где мастер проводил пенсионерскую поездку (в них ездили выпускники Императорской академии художеств, получившие денежное пособие, пенсион. – «Ведомости») с Ильей Репиным. После того как в 1890-х гг. Поленов построил в Тарусе усадьбу Борок, город оживился. Художник начал приглашать в свой дом друзей и коллег, которые отдыхали и творили на пленэрах. Частым гостем здесь была семья Цветаевых. Ее глава, Иван Владимирович, отдыхал тут в свободное время от работ по подготовке открытия Музея изящных искусств на Волхонке (будущий ГМИИ им. Пушкина). У Поленовых гостил Борисов-Мусатов, участник объединения «Мир искусства», запечатлевший Тарусу в своих лирических пейзажах. Позднее на берега Оки приезжал Крымов, тут же построил дом Василий Ватагин, прославившийся в СССР как талантливый анималист.

Вы видите 20% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам