«Тартюф»: воплощенное зло

Евгений Марчелли поставил в Театре Моссовета неожиданную версию мольеровского шедевра

Долгожданная премьера в Театре Моссовета, несомненно, обрадует поклонников экспрессивного режиссерского почерка Евгения Марчелли. Художественный руководитель театра известен умением обнаруживать непростые и всегда неожиданные сюжеты в классических текстах. Чаще всего любовные и эротические. Не стал исключением и мольеровский «Тартюф». Спектакль Марчелли не о показном святоше Тартюфе, который втирается в доверие к глупому Оргону, отбирает у него нажитое непосильным трудом. А о треугольнике между Тартюфом, Оргоном и его законной супругой Эльмирой.

Первым делом Марчелли отрекается от поэзии – его «Тартюф» сыгран прозой, из-за чего действо сразу теряет фирменную мольеровскую летучесть и иронию, приобретает тяжеловесность, серьезность. Завязка – стареющий Оргон приводит в дом жену – ровесницу взрослой дочери, которая превращает жизнь всех домочадцев в вечную дискотеку. Первая же сцена – вульгарная пьянка с брызгами конфетти, ковром из цветной мишуры под ногами и нарядами в стиле диско. Однако эта вакханалия сыграна так, что становится очевидно: участники происходящего на грани нервного срыва. И ее переходит госпожа Пернель, 10 минут кряду тяжелым взглядом наблюдающая за откровенными танцами невестки и наконец срывающаяся на крик. В ее гневном и страшном монологе много слепого фанатизма – она вспоминает о праведном Тартюфе, который «все вот это» непременно осудит.

Вы видите 22% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам