«Это безумие» Теодора Драйзера: исповедь неисправимого нарцисса

Автобиографический роман автора «Американской трагедии» впервые выходит на русском

По советской инерции Теодор Драйзер числится в ряду выдающихся критиков капитализма. Это, конечно, правда, хотя и не вся. И та же «Американская трагедия», самый известный роман писателя – об амбициозном молодом человеке, который идет на преступление, чтобы занять место в обществе, – все же рассказывает не о жертве нищеты, а о жертве страстей. Вполне объяснимых и все равно иррациональных. По-своему закономерно, что любовные перипетии у Драйзера зачастую более занимательны прочих сюжетных линий. Не только в «Американской трагедии», но и в такой классике «бизнес-литературы», как «Трилогия желания» («Финансист», «Титан», «Стоик») – про взлет и падение коммерсанта Фрэнка Каупервуда, чьим прототипом был миллионер Чарльз Йеркс. Даже тут мелодрама успешно оттягивает внимание от финансовых интриг.

200-страничный роман «Это безумие», вышедший в редакции Neoclassic издательства АСТ – впервые на русском, – интересен хотя бы тем, что совершенно лишен социального комментария и посвящен исключительно превратностям любви, причем из жизни самого Драйзера. Это фактически мемуары, первоначально опубликованные в течение 1929 г. в журнале Cosmopolitan. Книга состоит из трех «этюдов», каждый посвящен трем самым сильным романтическим увлечениям автора. Имена героинь – Аглая, Элизабет, Сидония – из соображений приличия изменены. Время действия – начало 1910-х, незадолго до Первой мировой. Драйзер только что развелся с женой, финансовые дела пока оставляют желать лучшего, но книги уже принесли первую славу – достаточную, чтобы кружить головы восторженным девицам. Именно в эти годы Драйзер узнает про себя одну печальную истину – очевидно, что он неизлечимый, конченый бабник. Это трагично, но весело и удобно.

Вы видите 28% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам