Если бы нефть исчезла завтра
Призывы прекратить добычу нефти подвергают опасности наше настоящее во имя спасения будущегоЕсли бы нефть исчезла завтра, с ней пропало бы движение – суть нашей цивилизации. Автомобили, автобусы, грузовые транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания остались бы не у дел. Самолеты были бы прикованы к земле. Грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки, осуществляемые на дизельном топливе, были бы остановлены. Люди не смогли бы добраться до работы, дети – попасть в школу. Судоходная отрасль, перевозящая как грузы, так и пассажиров, была бы полностью обескровлена.
Наконец, отсутствие асфальтовых дорог и тротуаров затруднило бы любое передвижение.
Пропал бы смысл в вызове экстренных служб – большинство машин «Скорой помощи», пожарных и полицейских автомобилей, спасательных вертолетов и других транспортных средств были бы неподвижны. К тому же сам процесс вызова экстренных служб представлялся бы затруднительным, ведь преобладающее большинство телефонов и компьютеров собрано из пластиковых компонентов, являющихся производными нефтепродуктов.
Строительный сектор был бы заморожен, так как работающие на дизеле экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, краны, бетономешалки, катки и компактные погрузчики оказались бы обездвижены. Возведение новых сооружений или осуществление капитального ремонта существующего жилищного фонда было бы невозможным.
Если бы нефть исчезла завтра, вместе с ней пропали бы и производные ее переработки, что отразилось бы в том числе на производстве электромобилей. Помимо нарушения цепочек поставок подобные потрясения повлияли бы на структуру литий-ионных аккумуляторов, состоящих из анода, катода, электролита и сепаратора. Сепараторы – это микропористые мембраны, обычно их делают из полиэтилена или полипропилена нефтяного происхождения. Да и синтетический каучук, используемый в автомобильных и велосипедных шинах, ушел бы в прошлое по той же причине.
Исчезновение нефти поставило бы под удар и пищевую промышленность. Многие используемые в сельском хозяйстве транспортные средства – тракторы, косилки, комбайны, пресс-подборщики, опрыскиватели и сеялки – перестали бы работать. Пищевые упаковки, необходимые для хранения и консервации продуктов питания, стали бы недоступны. Кроме того, нефтяной кокс, побочный продукт нефтепереработки, используется в качестве сырья при производстве синтетических удобрений, повышающих урожайность сельскохозяйственных культур. Вероятнее всего, острая нехватка продовольствия со всеми вытекающими последствиями была бы неизбежна.
Исчезновение нефти сулило бы катастрофические последствия для систем здравоохранения по всему миру – нефть также является ключевым сырьем для производства фармацевтических препаратов, пластмасс и материалов медицинского назначения. Латексные перчатки, медицинские трубки, шприцы, клейкие материалы, отдельные разновидности бинтов, дезинфицирующие и чистящие средства, протезы, искусственные сердечные клапаны, реанимационные маски, стетоскопы, аппараты МРТ, инсулиновые ручки, инфузионные пакеты, средства индивидуальной защиты – все это в основном состоит из материалов, произведенных с помощью нефти. Приборы, используемые в медицинских исследованиях, такие как микроскопы, пробирки и очки, также содержат элементы, произведенные из нефти.
Процесс химического синтеза, в результате которого создается аспирин, запускается с помощью бензола, получаемого из нефти. Бензол преобразуется в фенол, который, в свою очередь, превращается в салициловую, а затем и в ацетилсалициловую кислоту, известную в народе как аспирин.
Трудно представить себе современную больницу без этого набора жизненно необходимых нефтегенных предметов.
Если бы нефть исчезла завтра, это повлияло бы и на отрасль возобновляемых источников энергии. Стекловолокно, смола и пластик, необходимые для изготовления большинства ветряных турбин, а также этилен, используемый в производстве солнечных батарей, перестали бы существовать. Большинство транспортных средств, необходимых для добычи полезных ископаемых и используемых в производстве солнечных фотоэлектрических установок, ветряных электростанций и электромобилей, – большие грузовики, роторные буровые установки и перфораторы – пришлось бы засыпать нафталином.
Исчезновение нефти преобразовало бы наши дома до неузнаваемости. Повысился бы риск обвала крыш, в которых битум использовался в качестве гидроизоляции, пропала бы возможность теплоизоляции с помощью определенных стройматериалов и отопления с применением мазута. Изменения бы претерпели и процессы настилки линолеумных полов и укладки плитки, пришлось бы искать новые методы покраски стен. Кроме того, большинство мебели, подушек, ковриков, штор, посуды и сковородок с антипригарным покрытием, скорее всего, также изготовлены из продуктов нефтепереработки.
Отсутствие нефти поставило бы под удар нашу способность обеспечивать порядок в собственном доме и соблюдать нормы личной гигиены. Стиральные порошки, средства для мытья посуды, мыло, зубные пасты, лосьоны для рук, дезодоранты, шампунь, кремы для бритья, очки, контактные линзы, расчески, щетки – все это, как правило, содержит или производится с помощью продуктов нефтепереработки.
Исчезновение нефти привело бы к потере миллионов рабочих мест, иссушению налоговых поступлений, ограничению промышленного производства, обращению экономического роста вспять и катастрофическому увеличению уровня топливной бедности. И это даже не полный список последствий такого немыслимого сценария.
Тем не менее, несмотря на эти реалии, по-прежнему раздаются призывы «прекратить добычу нефти», «оставить ее под землей» или «не инвестировать в новые нефтегазовые проекты».
Бесспорно, все стремятся достичь сокращения выбросов парниковых газов. ОПЕК считает, что технологические решения и повышение эффективности могут сыграть ключевую роль в этом процессе, и нефтяная промышленность уже проявляет инициативу в этом отношении.
Нам нужно быть осторожными и не подвергать опасности настоящее во имя спасения будущего. Жизненно необходимо, чтобы все мы полностью осознавали ту огромную пользу, которую нефть и получаемые из нее нефтепродукты продолжают приносить людям и странам во всем мире.