Двуглавый ДЭГ
Как элементы столичной и федеральной системы онлайн-голосования сочетаются на выборах2 марта прошло тестирование московской системы онлайн-голосования на президентских выборах, а 5–6 марта – тестирование федеральной платформы ДЭГ. Разные даты тестирования одного и того же механизма не случайны. Центризбирком (ЦИК) сообщает, что на ДЭГ подано 3,75 млн заявок, но это только для немосквичей, голосующих дистанционно через портал госуслуг.
Для москвичей существует своя платформа ДЭГ, привязанная к mos.ru, сайту московских госуслуг. Стартовав в 2019 г. с 10 000 избирателей (9,95% от явки) в одном из столичных округов, в 2020 г. ДЭГ в Москве охватил уже 1 млн избирателей на голосовании по поправкам в Конституцию. В 2021 г. число голосующих по всей стране выросло уже вдвое, до более чем 2,5 млн – почти половина от всех проголосовавших москвичей. А в 2023 г. на выборах столичного градоначальника из почти 3,3 млн голосов 2,7 млн были электронными: рекордные 82%.
В регионах ДЭГ тоже «прирастает избирателями» быстро: в Курской области в 2020 г. онлайн проголосовало 11 000 человек, а в 2021 г. – уже 47 500 (11%). В Ярославской области число голосующих электронно избирателей выросло с 18 000 в 2020 г. до 82 500 в 2021-м (18,9%). В том же 2021 г. в Мурманской области, где ДЭГ применялся впервые, им воспользовалось сразу 18% избирателей.
На выборах президента процедура онлайн-голосования для москвичей и жителей других регионов будет отличаться. ДЭГ в Москве сначала запускался в тестовом режиме, а затем, с учетом его востребованности в масштабах мегаполиса, перешел из экспериментального формата в постоянный. На правах пионера столичная система внедряет новые технические решения и контрольные функции и развивает внешнее наблюдение. Одна из инноваций ДЭГа здесь – электронные списки избирателей, ведущиеся онлайн для электронного и обычного голосования. Закон допускает их применение в любом регионе, и Москва уже второй год их использует. Эта опция тесно связана с технической частью – наличием своего регионального реестра избирателей с системой цифровой идентификации на сайте www.mos.ru.
Такая идентификация позволяет отказаться от предварительной регистрации на онлайн-голосование (как в федеральном ДЭГе), давая москвичам возможность голосовать в ДЭГе сразу, прямо в дни голосования.
Помимо удобства для людей, это еще и эффективный инструмент борьбы с двойным голосованием, будь то голосование одновременно и через ДЭГ, и на участке, или сразу на нескольких участках. В Москве теперь это решается просто: как только человек получил бюллетень в одном месте – в ДЭГе или на обычном УИКе, в списке избирателей появляется галочка, и второй бюллетень на другом участке ему уже точно не выдадут. Это моментальное действие, блокирующее подобных «двойников» с гарантией, «автоматом».
За счет таких электронных списков в Москве ДЭГ реализован полностью онлайн, без предварительной записи: уже второй электоральный цикл для участия в ДЭГе в Москве заранее регистрироваться нигде не надо.
На предстоящих выборах президента в регионах и в Москве процедура участия граждан в ДЭГе будет иной: житель обычного региона сможет подать заявку на ДЭГ только до понедельника (11 марта). Дальше ему останется только один способ проголосовать – прийти на свой участок, к которому он приписан, или вызвать на дом выездную бригаду УИК, иначе его голос потеряется. А москвич, где бы он ни оказался, сможет просто выйти в интернет и, пройдя авторизацию, проголосовать в ДЭГе. Разница есть.
При этом в Москве предусмотрен инструмент страховки от кражи электронного голоса в ДЭГе: это проверочная запись (адрес транзакции) в электронном бюллетене, и на тестировании такую опцию тоже применяли (но число отметок не озвучили). Такая цифровая подпись меняется, если с этим бюллетенем провели манипуляции. Это уникальная запись, создается на компьютере, с которого человек голосует, и подделать ее невозможно. Каждый избиратель с ее помощью может легко сам удостовериться, что его бюллетень цел, с той самой галочкой, которую он поставил, без искажений.
В 2022 г. проверочные транзакции очень выручали на выборах в Москве малые партии и независимых кандидатов, которые вели свою агитацию для интернет-аудитории, умеющей пользоваться такими инструментами. Эта опция не является панацеей, но она позволяет убедиться, что все «свои» голоса в системе ДЭГ есть и учтены корректно, не выброшены и не изменены.
На старте работы ДЭГа в бочке меда не обошлось и без ложки дегтя, что показывает, что никакие технически сложные фишки не могут считаться надежными без обкатки в условиях реального времени. На московском ДЭГе с функцией «переголосования» возникли временные задержки, когда в 2021 г. в Москве уже посчитали обычные участки, а протокол ДЭГа появился лишь утром в понедельник, с «опрокидывающими» бумажные протоколы итогами.
Поэтому этот компонент московского ДЭГа больше не используется. Положительным в этом примере стало то, что эта не самая удачная технологическая опция, будучи апробирована в одной системе ДЭГ, была потом исключена для применения в ДЭГе в целом.
Как и в любой онлайн-системе, и в московском, и в федеральном ДЭГе периодически случаются «подвисания» из-за большого наплыва желающих проголосовать одновременно или хакерских атак. Есть и курьезные ситуации, как в Пскове в 2022 г., когда в электронном бюллетене у одной из партий был цветной логотип, а у других – черно-белые (нет, это была не ЕР, как могли бы предположить конспирологи, а «Яблоко», причину этого сбоя общественности так и не объявляли).
Но обе системы работают вполне надежно, справляются. В 2020 г. ДЭГ впервые применили в федеральном формате, на голосовании по поправкам в Конституцию, с одинаковыми параметрами в Москве и Нижнем Новгороде, и серьезных сбоев не было зафиксировано. На следующий год, 2021-й, на выборах в Госдуму, система ДЭГ уже была разная. Последующие два года две системы ДЭГ применялись параллельно, со своими опциями каждая, но на региональных кампаниях.
В этом году ДЭГ применяется на одних – федеральных – выборах. Примечательно, что вместе со списком регионов, где проводится ДЭГ, был утвержден и порядок его применения на президентских выборах, и впервые это один документ для двух систем ДЭГ (раньше был свой регламент для каждой из двух систем). И хотя единый регламент ДЭГа пока еще очень похож на два, сложенных в одну папку, это фундамент для того, чтобы ДЭГ начал работать одинаково и единообразно, и про него можно было бы сказать, что это «не баг, а фича» отечественной электоральной системы.