Балканский баланс
Как Сербии удается остаться другом для всехВот уже два года прошло с момента начала СВО и, следовательно, и введения тотальных западных санкций против Москвы, а Сербия по-прежнему остается единственной страной в Европе, дружественной России. Как такое возможно?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно вспомнить новейшую историю Югославии. Эта страна в момент своего кровавого распада сильнее многих почувствовала вкус санкций – они продолжались с 1991 по 1995 г. и с 1998 по 2001 г., а фактически еще дольше. В эпоху той экономической блокады выросло современное поколение сербов среднего возраста – это в их детстве не было бензина и машины простаивали у дома, а инфляция за один день превращала выданную утром зарплату в стоимость батона хлеба уже вечером. Потому присоединиться к чужим санкциям – все равно что пожелать «братьям русам» прожить собственный горький опыт. Это прекрасно понимает и проживший свои 1990-е президент Сербии Александр Вучич. Венцом западного принуждения несговорчивого Белграда в 1999-м стали бомбежки НАТО. Собственно говоря, вот та прививка, что сделала сербов и Сербию последним союзником России в Европе. И этой прививки хватит не больше чем на жизнь еще одного поколения.
В конце прошлого года в Сербии состоялись вторые досрочные парламентские выборы. Победу на них с лучшим, нежели предыдущий, результатом одержала правящая Сербская прогрессивная партия. Частота проведения выборов для сербской власти стала уже отработанным средством выпуска пара и покупки времени от давления Запада. Собственно, точек этого давления две – признание Косова и присоединение к антироссийским санкциям. И если предыдущие выборы 3 апреля 2022 г. существенно увеличили представительство правых партий в парламенте на фоне интенсификации военного конфликта на Украине, то последние, 17 декабря 2023 г., вернули доли всех партий к своим средним показателям, оставив за стенами Народной скупщины часть радикалов. Если учесть, что в июне 2020 г. тоже проходили парламентские выборы, средний срок каденции депутатов двух созывов составлял около полутора лет.