Чему научит черный лебедь
Спорная удаленка, нервные сотрудники, надежда только на себя: какими были последствия пандемии 2020 годаРоссийский бизнес в очередной раз перешел в рост – это показывают результаты последних исследований школы управления «Сколково». Треть бизнесов сейчас находится в фазе роста (в 2022 г. таких было всего 15%). И наоборот, вдвое снизилось количество тех, кто еще видит себя в ситуации кризиса (15% против 30%). Бизнес приходит в себя после очередного черного лебедя. При этом каждый кризис порождает свои специфические вызовы: ковид поставил в тупик вопросом «как работать?» (т. е. товары производим те же, а как их продавать и куда?), а санкции 2022 г. – «что производить?», потому что закрылись рынки, рухнули логистические цепочки, исчезли иностранные поставщики... Можно ли решения одной кризисной ситуации применить для другой? Правда ли, что к черным лебедям невозможно подготовиться, или все-таки бизнес на них чему-то учится?
По результатам наших исследований 2020–2021 гг. можно выделить три главных урока, вынесенных бизнесом из ковидного коллапса. Первый и очевидный – кризис подстегнул цифровую трансформацию, практически не осталось отраслей и компаний, которые прошли мимо этой темы. Второй связан с управлением распределенными командами и вообще феноменом удаленной работы. Здесь результаты противоречивые: с одной стороны, сложилось умение управлять результатом (performance management), с другой – модели гибридной работы все еще далеки от идеала. Сейчас фокус сместился с того, по какому каналу ты взаимодействуешь с сотрудником (лично или дистанционно), на то, насколько эффективно вы используете это время. Характерный запрос от компаний в рамках корпоративных программ обучения – как сделать меньше онлайн-встреч, но с большей эффективностью.