«Мастер и Маргарита»: литература – оружие бессильных

Режиссер «Серебряных коньков» снял экранизацию булгаковского романа – в духе Кристофера Нолана

Встретились два мертвеца. Он – писатель-неудачник (Евгений Цыганов из «Оттепели» и «Питер FM»). Его последнюю пьесу запретили, из Союза писателей выгнали, сегодня-завтра к дому подъедет «черный воронок». Так чего ждать? Повинуясь секундному порыву, он шагнул под машину – под грузовик с урожаем на параде физкультурников, который преградил дорогу. Здесь бы все и кончилось, если бы не она. Девушка – в руках отвратительные, тревожные желтые цветы – успела поймать писателя за руку. Ее звали Маргарита (Юлия Снигирь из «Нового Папы» и «Обитаемого острова»). И она признается позже, что в тот день тоже собиралась умереть. Однако любовь выскочила перед ними, как убийца в переулке.

Без лишних предисловий – шалость удалась. «Проклятый» роман Булгакова отчаянно сопротивлялся публикации, потом экранизации. А пытались многие. Первым стал польский классик Анджей Вайда, который еще в 1972 г. снял для немецкого ТВ фильм «Пилат и другие», но только по библейской линии – без Воланда, Мастера и Маргариты. Сериал Владимира Бортко (2005) – попытка номер пять, – напротив, был избыточно подробен, сознательно иллюстративен и оттого тяжеловесен. Шестая экранизация (совместное производство «Марс медиа», «Амедиа» и «Профит») – безоговорочная удача именно по той причине, что верна духу, а не букве. Это смелое, очень личное и в то же время чрезвычайно булгаковское кино.

Вы видите 20% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам