Чем Россия займется в Сахеле

Буркина-Фасо стала очередным государством Африки, перешедшим под влияние РФ

На прошедшей неделе в Африке происходили значимые события, связанные с Россией. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил Эритрею, ЮАР, Анголу и Эсватини (бывший Свазиленд), где говорил о традиционной дружбе между Россией и африканскими странами и предупреждал африканцев о стремлении Запада восстановить колониальную зависимость Черного континента.

Одновременно приближался к развязке конфликт между правительством Буркина-Фасо и Парижем. Военное правительство Уагадугу потребовало от Франции вывести свой воинский контингент. Всё это происходило под аккомпанемент антифранцузских демонстраций, участники которых скандировали «Нет – Франции, да – России!» и размахивали российскими флагами. Так «Страна достойных людей» (перевод названия Буркина-Фасо), вслед за Центральноафриканской республикой (ЦАР) и Мали перешла из сферы влияния Франции в зону российского влияния.

Россию в Буркина-Фасо приветствуют потому, что надеются на российских военспецов из ЧВК «Вагнер», работающих в ЦАР и Мали: они должны помочь справиться с повстанцами-джихадистами.

Три страны, вынудившие французов уйти, были колониями Франции, а после получения независимости в 1960 г. оставались в сфере ее влияния. Эти страны используют в качестве валюты франк КФА – денежную единицу, ранее привязанную к французскому франку, а ныне – к евро. Для обеспечения конвертируемости франка КФА 65% золотовалютных резервов стран-участниц хранятся в банках Франции. Париж после предоставления независимости оказывал этим странам военную, финансовую и экономическую помощь. Надо сказать, что на протяжении полувека ни правые, ни левые режимы не пытались выйти из французской сферы влияния. Время от времени они осуждали бывшую метрополию за колониализм и неоколониализм, но это всегда было лишь инструментом выбивания дополнительной помощи.

Смена ориентации трех стран Сахеля с французской на российскую требует разъяснения. Чем им не угодила бывшая метрополия и чем привлекает Россия? Обратим внимание на то, что от французской ориентации отказываются самые бедные и отсталые колонии. ЦАР (колония Убанги-Шари), Мали и Буркина-Фасо (колония Верхняя Вольта) были самыми глухими окраинами колониальной империи. Независимость они получили не в результате антиколониальной борьбы (ее там не было), а потому, что стали нерентабельными. Для передачи власти национальным правительствам Франции пришлось срочно искать более или менее грамотных местных уроженцев. Это приводило к казусам: в Убанги-Шари французы выбрали на роль главы нового государства единственного чернокожего священника, правой рукой которого стал его племянник – единственный офицер французской армии из местного населения, уволенный из армии по подозрению... в людоедстве. Это был Жан-Бедель Бокасса – будущий император Центральноафриканской империи. Его история показательна: Франция долго поддерживала жестокого тирана, но в конце концов, под влиянием свидетельств о его зверствах и людоедстве, отказала ему в помощи. Бокасса обиделся и объявил себя врагом империализма, что горячо приветствовалось в СССР и еще одном оплоте антиимпериализма – Ливии Муаммара Каддафи. Бокасса успел получить несколько чемоданов денег от Каддафи, партию оружия от СССР и пионерский галстук, торжественно повязанный ему в Артеке. На этом его императорская деятельность закончилась: В 1979 г. в Убанги высадились французские десантники, схватили людоеда и вывезли его из страны.

Опорными странами для Франции в Западной Африке являются относительно развитый Сенегал, Нигер, урановые рудники которого обеспечивают работу французских АЭС, богатые нефтью Габон, Камерун и Чад. ЦАР, Мали и Буркина-Фасо интересны не были. Природные богатства этих стран французов интересовали мало. Мелкие компании добывали там золото кустарным способом. После получения независимости в ЦАР некоторое время французы добывали уран, но бросили добычу, поскольку в Нигере она рентабельнее. Относительно небольшие запасы месторождений, отсутствие инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы плюс политическая нестабильность отпугивают инвесторов. Масштабы добычи невелики, а поступающие в бюджеты налоги (если и когда они поступают) незначительны.

Франция оказывала странам Сахеля кое-какую помощь: там были построены административные здания, незначительное число школ и больниц, подготовлено какое-то количество управленцев, учителей и врачей. Кроме того, Франция по символическим ценам или бесплатно вооружает и обучает армии этих стран, а в критических ситуациях направляет вооруженные силы для их защиты. Так, с 1970 по 1988 г. французская армия защищала Чад от агрессии Ливии, а в 2002 г. французская армия силой пресекла гражданскую войну в Кот д’Ивуаре. В ЦАР французы помогали правительственным войскам громить различные повстанческие группировки, а в Мали, Нигере и Буркина-Фасо – бороться с сепаратистами-туарегами и исламскими экстремистами. Для борьбы с последними Франция осуществила несколько крупномасштабных военных кампаний («Сервал» в 2013–2014 гг. и «Бархан» в 2014–2022 гг.). Франция вмешалась и в гражданскую войну в ЦАР, где мусульманская коалиция «Селека» сражалась с христианскими отрядами «Анти-Балака».

Именно участие Франции в этих военных кампаниях ухудшило отношения ЦАР, Мали и Буркина-Фасо с бывшей метрополией. Французские войска разбили исламистов в Мали и Буркина-Фасо, а в ЦАР силой заставили противоборствующие стороны прекратить огонь. Экстремисты отступили из Мали и Буркина-Фасо за границу (в Ливию и Алжир), а в ЦАР боевики рассыпались по сельской местности, предаваясь грабежам и разбоям. Одновременно во всех трех странах разразился гуманитарный кризис: сотни тысяч людей лишились средств к существованию. На фоне беспомощности правительств местные армии совершали перевороты и контрперевороты, но стабилизировать ситуацию не могли – на это не было ни денег, ни профессиональных кадров.

Беспомощные правительства настойчиво требовали от Франции резкого увеличения финансовой, военной и продовольственной помощи. Но Франция оказалась не готова тратить миллиарды на помощь экономически бесперспективным странам, к тому же в Париже не верили в дееспособность их лидеров. Вместо увеличения помощи французы начали требовать от властей трех стран провести выборы, заключить соглашения с оппозицией и вообще установить демократию. Местные политики расценили эти требования как издевательство: они противоречили тамошней политической культуре. Местные традиции требуют уничтожения врага, а не заключения с ним соглашений. А французы мало того что отказывались огнем и мечом усмирять туарегов и центральноафриканских мусульман, но и не давали этого делать местным армиям и ополчениям.

Попытки французов заставить африканцев действовать по европейским культурным нормам возмутили голодное, вконец обнищавшее и взбудораженное войнами население ЦАР, Мали и Буркина-Фасо. Франции припомнили колонизацию, и работорговлю, и вмешательство во внутренние дела, и сохранение финансового контроля при помощи франка КФА. В этих условиях местные элиты начали искать замену Франции – богатого и сильного союзника, который не будет читать мораль, а придет и поможет.

В марте 2018 г. в ЦАР появились российские военные и гражданские инструкторы, организовавшие охрану президента Ф.-А. Туадеры и начавшие обучение военнослужащих – так в Африку зашла ЧВК «Вагнер». Армия ЦАР получила большую партию российского оружия. 21 августа 2018 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу и министр обороны ЦАР Мари-Ноель Койяра подписали соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами. В 2021 г., по данным СМИ, в ЦАР находилось около 500 российских инструкторов. Обученные ими воинские части восстановили контроль над большей частью территории страны, оттеснив повстанцев в малонаселенные районы.

Одновременно российские компании (СМИ называют компанию Lobaye Invest) приступили к разработке месторождений золота и алмазов. Бывший посол России в Мали и Буркина-Фасо Евгений Корендясов в одном из интервью говорил, что России интересны и урановые месторождения ЦАР: Россия добывает 4000 т урана, а для обеспечения нашей ядерной отрасли требуется 11 000 т.

О нынешней ситуации в ЦАР известно мало: в отдаленных районах страны продолжают действовать повстанцы и вооруженные банды, а о результатах работы российских компаний не известно практически ничего. Но в Африке распространялась информация, что Россия помогает африканцам, не выставляя им нелепых условий и не требуя играть по своим правилам. А вооруженные и обученные россиянами военные эффективно борются с повстанцами и террористами.

24 мая 2021 г. в Мали военные арестовали временного президента страны Ба Ндао. Президентом стал полковник спецназа Ассими Гоита, премьер-министром – Шогель Кокалла Маига, получивший образование в СССР. Последний заявил: «Франция бросила Мали на произвол судьбы на середине пути... В создавшейся ситуации нам необходимо иметь альтернативный план». В конце 2021 г. стало известно о появлении в Мали ЧВК «Вагнер», в связи с чем Франция и другие европейские страны, помогавшие Мали вести борьбу с террористами, выразили протест. 17 февраля 2022 г. Франция заявила о выводе своих войск из Мали.

Теперь вслед за ЦАР и Мали ставку на Россию сделала Буркина-Фасо. Вопрос в том, насколько сотрудничество России с тремя странами Сахеля будет масштабным и эффективным. В Москве часто упоминают советскую помощь Африке, но следует учитывать, что эту помощь в России помнят гораздо больше, чем в самой Африке. Экономическое сотрудничество СССР с Черным континентом было сосредоточено в богатой нефтью и алмазами Анголе и бокситодобывающей Гвинее; единственный крупный промышленный проект, осуществлявшийся советскими специалистами за их пределами, сталелитейный завод в Аджаокуте (Нигерия), так и не был достроен. В тех же Мали и Буркина-Фасо в советское время к власти приходили левые правительства, и они получали кое-какую помощь от Москвы, но она была слишком незначительной, чтобы повлиять на уровень развития этих стран. А возможностей у СССР было куда больше, чем у современной России.

Добыча золота и алмазов в странах Сахеля выгодна для самих компаний, ведущих эту работу, но на экономику и финансовое состояние стран она не влияет. Некоторое время назад российские СМИ писали, что российские предприниматели собираются вложить в экономику ЦАР $11 млрд, но кто эти инвесторы – не раскрывалось. Возможно, цифра была взята с потолка: такие вложения слишком рискованны.

И еще одно: в условиях антироссийских санкций крупномасштабное сотрудничество России с Африкой крайне затруднено. Особенно это касается трех стран Сахеля: они не имеют выхода к морю и не располагают развитой инфраструктурой. Недавно ЧВК «Вагнер» была признана США «транснациональной криминальной организацией», что значительно затруднит ей работу в Африке. Порты, аэропорты и прочая инфраструктура Черного континента контролируются западными – отчасти китайскими – компаниями, и осуществлять экономическую и военную деятельность в обход их вряд ли получится.

Время для «возвращения России в Африку» сейчас не самое удачное. В политическом плане работа в этом направлении может сыграть в пользу России: большая часть африканских стран выступает против антироссийских санкций. Поездка Лаврова по странам континента это подтверждает. Но ожидать серьезного расширения экономического и военного сотрудничества России с африканскими странами несвоевременно – нынешние контакты, скорее, могут стать только заделом на более или менее отдаленное будущее.