«Чебурашка»: ушам не верится
В новом фильме Дмитрия Дьяченко любимый герой детства противостоит нехорошему олигархуОблачно, возможны апельсины. Проходящий смерч щедро обсыпал приморский городок тропическим урожаем из Латинской Америки, а с ним подбросил и неизвестного науке зверя. Прямо на порог затворника Гены (Сергей Гармаш – главный начальник российского кино; был и в «Движении вверх», и в «Проекте «Анна Николаевна»). Гена работает не крокодилом, а садовником в дендрарии. Там же он и живет – из подзорной трубы присматривая за семьей дочери Тани (Полина Максимова – звезда сериалов «Оффлайн» и «257 причин, чтобы жить»), которая видеть папу не хочет.
Гордый в своем одиночестве, Гена ушастому гостю не рад и пытается сдать его в зоопарк. Хотя кого он обманывает? Даже Генам нужен друг. Тем более всегда приятно дружить против общего врага. Эффектная бизнес-леди Римма (Елена Яковлева – главная мама российского кино; была и в «Экипаже», и в «Самом лучшем дне») хочет купить «ушастика» для внучки и заполучить Танин магазинчик шоколада. На звериный оскал капитализма друзья отвечают улыбкой. И скрытым сопротивлением.
«Чебурашка» – новый новогодний релиз от продюсеров «Холопа» и франшизы «Последний богатырь» (производство компании Yellow, Black & White совместно с киностудией «Союзмультфильм», видеосервисом START, телеканалами «Россия 1» и СТС) – оставляет крайне смешанные ощущения. Сам факт игровой адаптации анимационной классики не вызывает вопросов, тем более что теперь это новый тренд российского кино: уже заявлены ремейки «Бременских музыкантов» и «Летучего корабля». Смущает явная робость, заниженные творческие амбиции, особенно очевидные в сравнении с оригиналом. Конечно, прямо сопоставлять советский кукольный сериал и современный семейный блокбастер с CGI-технологиями занятие малоперспективное. Уж слишком разные виды искусств, слишком разные культурные, индустриальные контексты. Однако именно соседство двух «Чебурашек» высвечивает главные проблемы ремейка.
В чем уникальность того старого «Чебурашки»? Конфликт интеллигентности и наглости, интеллигента и гопника вообще-то традиционный для советской анимации. Про то же самое были и «Ну, погоди!», и «Кот Леопольд». Мультсериал Романа Качанова по сказкам Эдуарда Успенского интересен тем, что добавляет сюда мотив поиска идентичности в недружелюбной среде – ведь разумные звери здесь живут вместе с людьми, чего нет в других мультфильмах про «интеллигенцию».
И если пересмотреть фильмы про Чебурашку во взрослом возрасте, удивлению не будет предела: насколько же сложно устроен этот мир! Эмигранты крокодил Гена и лев Чандр – неквалифицированные работники зоопарка (Чебурашку туда не взяли, и ему пришлось пойти игрушкой в детский сад). Они еще и явно граждане второго сорта: их неохотно берут и в школу, и в пионеры. Неудивительно, что герои страшно одиноки и вынуждены расклеивать объявления, чтобы найти друга. Курьезный тезис американского искусствоведа Майи Балакирски-Кац о том, что в «Чебурашке» отразился жизненный опыт его создателей, советских евреев, может быть, не такой уж и курьез.
Что до нового фильма, его концепцию, видимо, подбивали маркетологи: все мотивы упрощены и адаптированы под предполагаемые запросы семейной аудитории. Источник всех бед, происходящих на экране, в итоге сводится к нехватке семьи, и, соответственно, решение всегда зависит от восстановления семейных уз. Даже проблема самоидентификации оказывается производной. Пусть Чебурашка «непонятно кто» – не зверь, не человек и не игрушка. Он центр новой семьи, всеобщий любимец – это и есть его идентичность. В случае с Риммой проблема сужена до жесткой оппозиции «или карьера, или семья». Римма злодейка, потому что одинока, а одинока – потому что «сыном надо было заниматься, а не бизнесом». В итоге фильм гораздо ближе к зарубежным киносказкам вроде «Кролика Питера» и «Приключений Паддингтона». Хотя «Чебурашке» отчаянно не хватает их легкости и юмора, кино получилось скорее забавное, чем смешное. Хотя под занавес разжалобит даже Железного человека.
Мир – яркий, красочный, солнечный. Действие происходит на черноморском побережье, но по степени условности напоминает скорее латиноамериканские мыльные оперы. Дом Гены, простого садовника, просторный, как особняк, и не менее уютный, чем нора Бильбо Бэггинса. Елена Яковлева – на редкость удачная антагонистка – в каждой сцене меняет блистательные наряды.
Да и сам компьютерный Чебурашка (который почти не исчезает с экрана), конечно, огромный вызов индустрии и за исключением буквально нескольких сцен выглядит вполне живым. В то же время, при всем уважении к затраченному труду, он все равно проигрывает старому кукольному. То ли дело в пропорциях персонажа, то ли в рукотворной магии, но Чебурашка великого художника Леонида Шварцмана (который ушел из жизни в июле 2022 г. на 102-м году жизни) гораздо обаятельнее.
Продюсеры, постановщики, артисты сделали свою работу хорошо: их «Чебурашка», вне всякого сомнения, станет хитом проката. Но вряд ли заслужит народную любовь. Это же чувствуется всегда, когда нет ничего личного. Просто бизнес.