Как России вернуть статус мощной державы с лучшими в мире образованием и наукой?
Для этого необходимо, чтобы военные, врачи, учителя и ученые вновь стали элитой обществаВ пятницу, 30 декабря, исполняется 100 лет со дня образования СССР. Я родился в этой стране, получил прекрасное образование, отслужил в армии – уклонение тогда считалось попросту постыдным делом, затем работал в научно-образовательной сфере. Конечно, любая государственная система не идеальна. И многие граждане Советского Союза, даже в период его расцвета, не могли похвастать высоким уровнем жизни. Но уникальная модель развития общества, существовавшая в нашей стране вплоть до 1990-х гг. прошлого века, отличалась тем, что такие профессии, как военный, врач, учитель, ученый, представляли собой реальную элиту общества. Вся идеология была нацелена на то, чтобы ни у кого не могло возникнуть ни капли сомнения в том, что это действительно так.
Такой подход позволил нам из отсталой аграрной страны превратиться в высокотехнологичную державу, представители которой первыми в мире полетели в космос, построили атомную электростанцию, придумали СВЧ-печь, создали множество других инноваций, ускоривших глобальный технологический прогресс. Советская система образования была нацелена на воспитание созидателей, а не потребителей. Финляндия, Германия и многие другие страны копировали наши учебные стандарты, поскольку считали их передовыми.
Я прекрасно понимаю, о чем говорю, ведь работаю в старейшем техническом высшем учебном заведении России, выпускники и профессора которого стояли у истоков технологического прогресса нашей страны, как в ХIХ в., так и в ХХ в. Но сегодня, как это ни парадоксально, имена большинства из них забыты. Извлечение золота из руды с содержанием полезного компонента менее одного грамма на тонну, открытие Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, повышение глубины переработки нефти до американских стандартов – все это и многое другое стало возможным именно благодаря нашим ученым.
Проблема в том, что отечественные инженеры, работавшие над прорывными технологиями 30, 40, 50 лет назад, постепенно уходят. Но кто занимает их места? Зачастую это люди, получившие поверхностное школьное и вузовское образование, не способные широкомасштабно мыслить, не читающие книг и не стремящиеся расти над собой в профессиональном плане. Они ментально отличаются от своих предшественников и владеют лишь опытом, но не знаниями. То есть понимают, какую кнопку необходимо нажать или какой рычаг повернуть в том или ином конкретном случае, но не готовы к эффективным действиям при возникновении нештатной ситуации. А ведь они конструируют космические ракеты, управляют буровыми скважинами, АЭС, другими объектами критической инфраструктуры.
Во всем мире снижаются требования к национальным образовательным стандартам, дефицит ученых и инженеров достиг планетарного масштаба. Постиндустриальные державы за счет контроля мировых ресурсов и капитала имеют возможность локализовывать интеллектуальный потенциал всего мира на своей территории, оставляя менее прогрессивным странам «крохи от пирога», тем самым искусственно затормаживая их социально-экономическое развитие. Это и есть основное последствие глобализации по западным лекалам, которая никоим образом не соответствует нашим государственным интересам.
Именно поэтому наше правительство должно как можно скорее не просто взять на себя миссию регулятора, а стать центром принятия решений, способствующих развитию наиболее важных отраслей народного хозяйства. Государство обязано ставить перед учебными заведениями, учеными и бизнесом конкретные задачи, определять сроки их исполнения, мобилизовывать общество на их реализацию, концентрировать все имеющиеся ресурсы на тех направлениях, которые являются приоритетными для сохранения суверенитета России. Только так мы сможем поднять качественный уровень научно-образовательной среды и приумножить тот колоссальный научный задел, который был создан во времена Советского Союза.
Не нужно слушать либералов, ратующих за минимизацию вмешательства государства в рыночные отношения. Ведь именно их идеи и привели к обнищанию россиян в 1990-е гг., а также регрессу нашей науки и образования. Уверен, что ответить на все те вызовы, с которыми сегодня столкнулась наша страна, мы сможем исключительно за счет перевода отечественной экономики на мобилизационные рельсы. Естественно, не нарушая при этом рыночных механизмов. То есть функция работодателя априори должна остаться у частных компаний. Миссия же правительства должна заключаться в выработке понятных и выгодных всем – и самому государству, и бизнесу – нормативов и требований, а также надзоре за их надлежащим исполнением с использованием исключительно прозрачных механизмов регулирования без участия государства в производстве.
Только в этом случае нам удастся вернуть себе статус высокотехнологичной державы, раскрыть свой уникальный сырьевой и интеллектуальный потенциал, обеспечить поступательное социально-экономическое развитие общества. Первым шагом на этом пути должно стать возвращение таким профессиям, как военный, врач, учитель, ученый, статуса элитарных. В противном случае наши шансы на сохранение цивилизационной идентичности окажутся значительно ниже.