«Замерзшие»: ложкой снег мешая
На видеосервисах «Иви» и Okko вышел семисерийный детектив про поиски серийного убийцы в маленьком северном городеВ городке Костомукше, что на Крайнем Севере, живет Евгений Рудин (Артем Быстров, известный по главной роли в фильме «Дурак» и по сериалу «Триггер») – полицейский следователь с неприятным характером, этически сомнительными профессиональными методами и высокими показателями раскрываемости преступлений. В свободное от работы время он без особого, как видно, успеха старается быть хорошим мужем для своей жены Ирины (Ирина Вербицкая, известная по сериалу «Родина») и заменить отца ее сыну от первого брака – вечно понурому подростку Артему (Максим Карушев, известный по сериалу Happy End).
В день рождения пасынка Рудин не угадал с подарком, приревновал именинника к родному отцу (Даниил Воробьев, известный по сериалам «Триггер» и «Метод-2»), на всех обиделся и ушел жалеть себя в бар. Пока он там сидел, грустно щелкая зажигалкой, кто-то убивает его жену, причем очень непростым способом: обездвижив Ирину уколом какого-то нейролептика, снимает с нее одежду и оставляет замерзать в машине. Вместе с влюбленной в него молодой помощницей Машей (Елена Тронина, известная по главным ролям в сериалах Happy End и «Аврора») Рудин принимается за расследование. А множественное число в названии сериала намекает зрителю, что Ирина не последняя, кто тут будет заморожен.
Усталый циничный следователь, вялотекущее и запутанное действие, темные тайны, пасмурная погода: созданный продюсерской компанией «Среда» (сериалы «Нулевой пациент», «Триггер», «Пищеблок» и т. д.) сериал «Замерзшие» – очевидная попытка сделать «скандинавский нуар» на российском материале. Казахстанский режиссер Адильхан Ержанов (его фильм «Ласковое безразличие мира» был показан на кинофестивале в Каннах, а кинокартины «Желтая кошка» и «Голиаф» – в Венеции) заботливо создает соответствующую атмосферу. Унылые многоэтажки среди заснеженных гор. Стерильно серые полупустые интерьеры, которые оживляются старательно расставленными яркими предметами – красной советской выбивалкой для половичков или нелепыми полочными часами в виде фигурки трубача. Сразу видно, что декоратор не зря ест свой хлеб. Почти всегда в кадре что-то стеклянное, сверху часто что-то подтекает и капает. Тревожно мигают и иногда гаснут приборы освещения. Красиво, крупными хлопьями падает снег, а с неба на порочный мир безучастно смотрит нарисованное на компьютере северное сияние.
Кто тут убийца, зрителю сообщают довольно быстро, и дальнейший интерес вертится вокруг вопроса: а зачем он это делает? В его действиях определенно есть смысл – но каков он? В хорошей детективной развязке все, казалось бы, не связанные друг с другом детали должны сложиться в целостную картину единственно логичным образом, чтобы зритель ахнул: «Так вот оно как!» В «Замерзших» авторы пробуют добиться такого эффекта, но получившаяся у них итоговая картина вся сшита из неправдоподобных совпадений и сомнительных допущений, сквозь которые просматривается сценаристская лень.
В сериале полный провал по части саспенса, а главный сюжетный финт разгадываешь задолго до того, как тебя пытаются им ошарашить. Не догадаться просто невозможно, тем более что авторы дают жирную подсказку и буквально вешают ее на стену. Для чего? Бог весть. Целеполагание и логика тут вообще вызывают вопросы: персонажи нередко совершают поступки странные и труднообъяснимые. Почему Рудин говорит то, что он сейчас говорит? Как тот узнал, что этот тут? Почему тот персонаж вдруг насмерть дерется с этим – они же даже не знакомы и никак в истории не пересекаются?
Виной ли тому несовпадение режиссера с материалом или какое иное несовпадение, но в «Замерзших» часто возникает непреднамеренный комический эффект, особенно в, казалось бы, трагических и эмоционально насыщенных моментах. И что совсем уж подозрительно, иногда этот эффект кажется вполне преднамеренным, словно хороший режиссер Ержанов исподволь подсмеивается над напыщенным сценарием. Что ж, его, конечно, можно понять.
Это не значит, что от «Замерзших» нельзя получить удовольствие. Очень даже можно, главное – перетерпеть первые две серии. Потом рассказ приобретает если не стройность, то по крайней мере понятное направление и становится и впрямь любопытно, куда же это все в конце концов выведет.
Самая скучная сюжетная линия тут у подростка Артема, который бесконечно маневрирует между родным и приемным отцами и каждому успевает заявить: «Ты мне никто!» Артист Быстров, как предполагается жанром, играет неидеального полицейского, но вместо Харри Холе или, скажем, Грязного Гарри у него предсказуемо получается типовой следак из криминальных сериалов НТВ. К этому уже почти фольклорному и набившему оскомину образу артист не добавляет ничего нового, кроме нервных тиков и туманных намеков на психическую нестабильность.
Остальным повезло больше: в «Замерзших» немало ярких образов – начиная с парнишки Мити (Владимир Канухин, известный по «Миллионеру из Балашихи») и заканчивая второстепенным уркой Сидоровым (Евгений Сальников, известный по фильму «Теснота»). Все, конечно, немного переигрывают (а некоторые – много), но тут без этого никак: на полном серьезе произносить написанные для актеров реплики порой просто невозможно. Единственная, у кого это получается, – Елена Тронина, которая, не впадая в фарс, из своей героини-пустышки (красивая резонерка, придаток к главному герою) делает интересный и полноценный характер. И благодаря которой эту путаную, хоть и занимательную, детективную притчу о вине и искуплении действительно можно воспринимать как историю о живых печальных людях, безнадежно замерзших в далеком заснеженном городе.