«Аврора»: повесть о неформатном человеке
На платформе more.tv и Wink стартовал показ нового сериала Романа Волобуева25-летняя Саша Зорина (Лена Тронина, известна по сериалам «Перевал Дятлова», Happy End, «Идентификация») девочкой сыграла главную роль в фильме «Аврора», который Тарантино поставил на пятое место в списке своих любимых. Режиссер «культовой» картины больше ничего не снял и живет отшельником на даче среди лесов. За легенду приходится отвечать Саше, у которой журналисты все реже, но по-прежнему тщетно пытаются взять интервью. Самой ей на премьере фильм не понравился, а во взрослом возрасте она его не пересматривала.
Саша окончила, как и собиралась, ветеринарный, потом все-таки два курса театрального. Но карьера в кино и театре не задалась, и она работает в службе психологической поддержки по телефону. У Зориной есть оставшиеся от экс-бойфренда дорогой велосипед и кот Ларс, она много пьет и совсем не помнит, что с ней было в последнее время. В попытке понять, что же с ней не так, Саша идет к психотерапевту. И с этого момента спираль сюжета начинает раскручиваться в обратную сторону – мы узнаем, что с героиней на самом деле происходило за последние месяцы. Спойлер: совсем не то, что сохранилось у нее в воспоминаниях.
Волобуев – редкий для российского кино режиссер, который всегда (ну или почти всегда) отдает женщинам роли более важные, чем их партнерам. И даже если формально протагонист мужчина – как в «Последнем министре», на первый план все равно выходит героиня. «Последнего министра» Волобуев снимал о совершенно не знакомой ему среде – государственных чиновниках высшего ранга. И тем не менее, как рассказывает исполнительница главной женской роли Ольга Сутулова, многие зрители узнавали в ее героине свою знакомую, начальницу или просто «эту бабу из Минэкономразвития».
«Аврору» (соавтор сценария – тоже бывший кинокритик Елена Смолина) он снимает о том, что знает отлично, – о кино. Тут есть «пасхалки», точнейшие наблюдения, узнаваемость, но при этом, к счастью, начисто отсутствует ощущение, что это «тусовочный» проект для своих и чужие тут не ходят.
Может показаться странным, что Волобуев так долго шел к этой теме, ведь на его счету уже два полных метра («Холодный фронт» и «Блокбастер» – в этом проекте, впрочем, Волобуев, не согласный с продюсерской версией монтажа, убрал имя из титров) и несколько сериалов (в том числе «Детективный синдром», «Просто представь, что мы знаем», «Последний министр»). Но на самом деле пилот «Авроры» (тогда проект назывался «Горина») – это вообще первый сценарий, который он написал, когда решил, что хочет не оценивать чужие фильмы, а делать свои.
Горина – та самая Катя Горина, которая девочкой снялась в фильме «Сестры» – режиссерском дебюте Сергея Бодрова-младшего – в роли младшей сестры. Но если «старшая» – Оксана Акиньшина очень быстро закрепила за собой статус звезды, то Горина кинозвездой так и не стала. Собственно, как не стала и актрисой – поступив вместо театрального на филологический, а впоследствии занимаясь журналистикой, преподаванием и беллетристикой. Впрочем, несколько ролей в фильмах и сериалах у нее все же есть. В том числе в волобуевском «Последнем министре», где она сыграла журналистку, сильно злоупотребляющую обсценной лексикой. Горину в одноименном сериале по изначальному замыслу тоже должна была играть она.
Но судьба проекта оказалась такой же драматичной и путаной, как и у самой героини. Сериал запустился лишь много лет спустя после одобренного пилота и имел все шансы в очередной раз не состояться, если бы его не подхватил для видеосервиса more.tv Федор Бондарчук – большой поклонник творчества Волобуева. Не упускающий, впрочем, случая упомянуть, что тот когда-то назвал его «гламурной фифой».
Горина к моменту съемок уехала в Германию, сериал поменял название, фамилия героини – первую букву, а главная роль досталась Лене Трониной. Которая по законам «зеркалки» как раз незадолго до этого вернулась в Москву из Берлина и начала стремительно делать российскую карьеру.
Лена Тронина – несомненная и большая удача проекта. То, что в российской индустрии она сравнительно недавно, удивительно точно совпадает со статусом героини: вроде бы отсюда, а вроде бы и нет. Сашу Зорину за свою мало кто держит – не в последнюю очередь потому, что она «ненадежная»: иногда приходит на пробы спустя месяц после назначенного срока. Легко может надеть, уходя из гостей, чужие приглянувшиеся ей сапоги или подтырить книгу, потому что нравится цвет обложки. Но от того, чтобы продвинуть собственную карьеру за чей-то счет, откажется, почти не задумываясь. Строго говоря, Зорина может совершить все, что угодно, кроме подлости.
Героиню «Авроры» легко принять за неудачницу, которой в детстве выдали такой большой аванс, что она просто не сумела его оправдать, – и отсюда вся драма. Но, скорее, это все же история не лузера, а просто неформатного человека. Поэтому в Зориной многие узнают себя – вне зависимости от того, чем и насколько успешно они занимаются. Сам Роман Волобуев, похоже, отлично знает, как это – быть неформатным, и поэтому рассказывает обо всем с юмором. В конце концов, «Аврора» – очень смешная комедия, пусть и с черноватым оттенком.