Между долларом и юанем
Отказываясь от американской валюты, России стоит продвигать расчеты и инвестиции в рубляхВ прошлом месяце Россия стала третьей страной по объему использования юаня в международных расчетах. В условиях повышенных рисков операций в долларах и евро значение китайской валюты в российских внешнеторговых и финансовых операциях будет расти. Для снижения возможной новой зависимости от зарубежной финансовой инфраструктуры необходимо продвигать расчеты и инвестиции в рублях.
Российские финансовые власти на протяжении многих лет боролись с долларизацией экономики. Вводились различные меры, направленные на снижение доли иностранной валюты на балансах кредитных организаций и компаний. Сегодня дополнительных стимулов не требуется. Российские внешнеэкономические субъекты, финансовые организации и инвесторы самостоятельно отказываются от использования валют недружественных стран. Держать их на счетах стало слишком рискованно. Единственной серьезной альтернативой рублевым вложениям на данный момент выступает китайский юань.
На российском биржевом рынке «мягких» валют дружественных стран китайская валюта – безусловный лидер. Ликвидность юаня находится на приемлемом уровне. По данным Центробанка, за последние месяцы на торговлю юанем приходится до 26% валютных операций. Пара юань/рубль на Московской бирже уже не раз обгоняла доллар и евро по объему дневных торгов.
По данным SWIFT, в прошлом месяце на долю России пришлось 4,27% зарубежных операций с китайской валютой. Для сравнения: на Великобританию пришлось 5,75%. Бессменным лидером традиционно является Гонконг (с долей более 70%). Это значит, что Россия стала важным офшорным юаневым центром. С 2003 г. Китай открыл более 20 таких центров. Москва стала юаневым центром лишь в 2017 г.
Много лет Китай продвигает международные расчеты в своей национальной валюте и добился в этом заметных успехов. Но пока доля использования юаня в мире сравнительно невелика и не соответствует месту страны в мировой экономике. На него приходится лишь 2,31% мировых расчетов. В то время как 43% приходится на доллар США и 35,5% – на евро.
26% валютных операций
приходится на торговлю юанем за последние месяцы, по данным Центробанка
Для российских участников внешней торговли расчеты в юане пока дороги, неудобны и непривычны. В Китае существует многоуровневая система валютного контроля. Юань присутствует на двух рынках – оншорном CNY, обращаемом на территории КНР, и CNH – офшорном, используемом в международных транзакциях. Оншорные юани можно конвертировать в иностранную валюту только под экспортно-импортные контракты. Российские компании могут получать CNY от своих китайских контрагентов за оплату товаров и услуг либо же рассчитываться через офшорные центры в CNH.
Сегодня Китай призывает своих основных торговых партнеров создать юаневую зону трансграничных расчетов как альтернативу международной валютной системе, основанной на долларе США.
Использование китайской валюты, безусловно, является более приемлемым вариантом по сравнению с риском блокировки или приостановки переводов в банках недружественных стран. Несмотря на то что наша страна занимает третье место в мире по использованию офшорного юаня, «юанизация» внешнеторговых и финансовых связей пока не так значительна и не имеет существенных последствий. В то же время, столкнувшись ранее с рисками, связанными с зарубежной финансовой инфраструктурой, приоритетной задачей для российских участников внешнеэкономической деятельности является ведение планомерной работы с зарубежными контрагентами, убеждение их переходить на прямые расчеты и инвестиции в рублях. Как это делает Китай в отношении юаня.