Пашинян и пустота
Проблемы Армении решать некому, по крайней мере на нынешнем историческом этапеВ середине сентября азербайджанские и армянские войска вновь столкнулись в бою. Впервые за время армяно-азербайджанского противостояния, а оно длится с 1988 г., азербайджанские силы атаковали не населенные армянами земли Карабаха, а территорию собственно Армении. Под обстрелами оказались города Сотк, Варденис, Артаниш, Горис, Капан, Джермук, Ишханасар. Вечером 14 сентября стороны прекратили огонь, но азербайджанские части остаются на территории Армении.
Причины обострения понятны: Азербайджан требует признания Нагорного Карабаха своей территорией без автономного статуса, вывода оттуда всех армянских вооруженных формирований, а также предоставления Арменией сухопутного транспортного коридора через свою территорию, соединяющего Азербайджан с Нахичеванской автономной республикой и Турцией.
После поражения в 44-дневной войне 2020 г. Армения была вынуждена согласиться с требованиями Баку, но реально приступить к их выполнению не могла: это означало бы признание окончательной и бесповоротной потери армянами Карабаха, а также утраты суверенитета над территорией, по которой пройдет коридор между двумя частями Азербайджана.
Армянское общественное мнение не может принять поражение в борьбе за Карабах и отказ от части национальной территории в южном регионе Сюник, через который должен пройти транспортный коридор. Вопреки договоренностям в Степанакерте продолжает находиться правительство Нагорно-Карабахской республики (НКР) и его вооруженные формирования. Хотя правительство НКР контролирует лишь малую часть Карабаха (3170 кв. км), а численность его армии вряд ли превышает несколько сотен солдат и офицеров, для Азербайджана неприемлемо само существование независимой армянской администрации и вооруженных сил в Карабахе. Против Сюникского коридора решительно возражает соседний Иран, для которого он будет означать утрату выхода во «внешний мир» через Армению: коридор, согласно планам Баку, должен охраняться азербайджанскими, а при необходимости – и турецкими войсками.
Вторжением в пограничные районы Армении Азербайджан хотел добиться от Еревана полного принятия условий, выдвинутых им в конце 2020 г. Власти Армении не спешили принимать условия Баку – во-первых, опасаясь взрыва народного негодования, а во-вторых, надеясь на Россию. По уставу ОДКБ, в которую входят Россия и Армения, страны – члены организации обязаны оказывать военную помощь другим ее членам в случае агрессии против них. Это же положение имеется и в двустороннем армяно-российском договоре о военном сотрудничестве. Во время 44-дневной войны Россия отказалась помогать армянской армии, мотивируя это тем, что военные действия велись на территории Карабаха, на который не распространялось действие ОДКБ и армяно-российского договора.
В ходе недавних боев Ереван вновь обратился за помощью к ОДКБ. Организация направила в Армению миссию и представила ряд инициатив по деэскалации напряженности, что в итоге и позволило довольно быстро добиться прекращения огня. Отказ ОДКБ от оказания немедленной и прямой военной помощи (читай: объявления войны Азербайджану) в Ереване восприняли с обидой.
В городах Армении возобновились митинги с требованием отставки «предателя» Пашиняна. Особенный накал они приобрели после того, как премьер-министр сообщил, что Армения готова заключить мирный договор с Азербайджаном. Относительно того, что он будет включать и сдачу Карабаха, и согласие на Сюникский коридор, прямо не говорилось, но армянам было и так ясно, что имеется в виду именно это. «Мы хотим подписать документ, в результате которого нас многие будут критиковать, многие будут проклинать, многие назовут нас предателями, а народ может даже принять решение об отстранении нас от власти. Однако мы будем удовлетворены, если в результате Республика Армения площадью 29 800 кв. км получит прочный мир и безопасность», – сказал Пашинян.
Католикос Великого Дома Киликийского Арам I, духовный лидер армян Ливана, Сирии, Ирана, стран Персидского залива, Греции, США, Канады и Кипра, заявил: «Политический диалог, гибкость и реализм не должны вести нас к угрозе территориальной целостности, безопасности и независимости Армении. Это красная черта для нашего народа и родины». В Ереване началась подготовка встречи Арама I с бывшими президентами Армении для выработки общей позиции относительно ситуации вокруг Армении и Карабаха. Трудно усомниться в том, что на этой встрече будут приняты решения об уходе Пашиняна с поста главы правительства и отказе от уступок Азербайджану.
Одновременно в западных СМИ, без ссылки на источник, появились сообщения, что якобы Кремль предложил Армении в обмен на военную помощь вступить в Союзное государство России и Белоруссии. В случае отказа Москва якобы планирует сместить Пашиняна и поставить вместо него угодного ей человека (в качестве такового, в частности, назывался бизнесмен Рубен Варданян). Эти слухи, в свою очередь, вызвали еще один взрыв антироссийских настроений.
Премьер Армении, атакуемый со всех сторон, получил неожиданную помощь из США. 17 сентября в столицу Армении прилетела Нэнси Пелоси, спикер палаты представителей американского конгресса. Она однозначно поддержала Армению в ее конфликте с Азербайджаном, осудив его «смертоносные атаки» на территорию Армении, и сообщила, что Вашингтон рассмотрит потребности Армении в военной области. Пелоси посетила Цицернакаберд – мемориальный комплекс, посвященный жертвам геноцида армян 1915 г., что означало решимость противостоять не только Азербайджану, но и стоящей за ним Турции. Спикер выразила поддержку как в целом Армении, так и лично Пашиняну, отметив его вклад в развитие демократии.
Мало кто сомневается в том, что визит Пелоси в Ереван связан со стремлением США вывести Армению из-под влияния России. Так Ереван оказался перед выбором: либо продолжать ориентацию на Россию (которая, впрочем, весьма условная) и смириться с потерей Карабаха и, вероятно, Сюникского коридора, либо открыто порвать с Россией и пытаться переориентироваться на США.
Мир с Азербайджаном на его условиях не гарантирует Армении ни выхода на мировые рынки, ни инвестиций. Турция не будет инвестировать в Армению по идейным соображениям, Россия – из-за санкционного давления Запада, другие страны – из-за недостатка интереса к армянской экономике. Более того: мирный договор не гарантирует даже устойчивого мира. Баку за последние два года привык выбивать уступки от Армении с помощью военной силы и может продолжить такую практику в случае любых разногласий. А они, при том что в Карабахе еще остается армянское население, более чем вероятны. При этом связи с Ираном, крайне важные для Армении, будут прерваны: им преградит путь Сюникский коридор.
Авансы Армении со стороны США не очень убедительны. Непосредственную военную помощь Армении США оказать не смогли бы даже при желании (а оно вряд ли возникнет), поскольку противником будет член НАТО Турция – главный союзник Азербайджана. Логистика Закавказья не позволит поставлять американское вооружение в Армению в сколько-нибудь серьезных объемах. Кроме того, на освоение американского вооружения армянским военным, привыкшим к советской технике, понадобится много времени. Которого азербайджанские и турецкие военные армянам просто не дадут.
Американцам вообще не очень удается давить на Анкару, а уж в таком принципиальном для турок вопросе, как поддержка Азербайджана в Карабахе, это тем более вряд ли получится. При этом сама Армения, запертая в Кавказских горах, недостаточно интересна американцам ни с геополитической, ни с военной, ни тем более с экономической точки зрения.
Политически Армения оказалась в своего рода пустоте: державы пытаются использовать страну для решения проблем, не касающихся ее непосредственно, а ее собственные проблемы решать не готов никто. Те силы, которые готовы свергнуть Пашиняна, должны отдавать себе в этом отчет: пустота вокруг Армении – не дело рук действующего премьера и его отстранение ее ничем не заполнит.
Пашиняна, потерявшего авторитет из-за военных и политических неудач, вполне могут сместить. Причем как пророссийские, так и проамериканские силы. Но беда в том, что ни те ни другие не смогут решить проблемы, стоящие перед Арменией. Поскольку на современном этапе истории эти проблемы, судя по всему, принципиально неразрешимы.