Можно ли отучить россиян от Zoom

Российские решения вполне могут заменить по функционалу зарубежные

Zoom, Skype и прочие фактически ушли с рынка России – закрыли представительства, перестали оказывать поддержку или сделали невозможной оплату для продления подписки. И если рядового пользователя эти изменения не сильно затронули, то бизнес почувствовал на себе ограничения функционала. Долю ушедших иностранных компаний на рынке видеоконференцсвязи (ВКС) спешно занимают российские игроки. По основному функционалу некоторые отечественные сервисы ничуть не уступают иностранным продуктам, однако с точки зрения удобства и надежности при больших нагрузках российские сервисы пока отстают.

Рынок ВКС и в целом ПО в России находится в стадии развития и одновременно – импортозамещения западных аналогов. По данным CNews Analytics, выручка 20 крупнейших российских поставщиков ПО как сервиса в прошлом году выросла на 18% по сравнению с 2020 г. Ожидается, что такая динамика сохранится до 2025 г.

В России много IT-сервисов, которые не только не уступают иностранным, но и являются более инновационными и к тому же появились раньше, но почти все они из b2c-сегмента: сервисы доставок, некоторые финтех-продукты, поисковик и т. д. В b2b-сегменте мало команд с опытом разработки сервисов для ВКС, выдерживающих большую нагрузку, а это критически важно. Например, пользователи обычно не замечают, если социальная сеть или новостной портал «прилег» на минуту. Сервис для ВКС не может позволить себе остановиться даже на несколько секунд: люди проводят важные встречи, идет образовательный процесс в вузах и школах, проходят крупные мероприятия на всю компанию. Обеспечить надежность при большом количестве пользователей – задача непростая, требующая инвестиций, которые, впрочем, быстро окупятся, поскольку спрос продолжит расти, и не только из-за ухода с рынка западных игроков.

В стране уже семь лет действует программа перехода на российское ПО, есть даже установленные KPI руководителям госорганизаций по использованию отечественного софта. Весной этого года власти запретили закупку иностранного ПО для объектов критической инфраструктуры без согласования с правительственной комиссией. Также переход на отечественные решения неизбежен и для крупных компаний. Закон о «приземлении иностранных IT-компаний» обязывает мировых IT-гигантов открыть представительство в России, что пока не сделано. Исходя из этого риск блокировки мировых сервисов достаточно высок в горизонте ближайших пары лет. Кроме того, некоторым госструктурам запрещено использовать зарубежные ВКС-решения, в том числе для общения со своими контрагентами из частного сектора, это приведет к тому, что частные компании тоже будут переходить на российские альтернативы. Все это идет в плюс отечественным компаниям в сфере ВКС.

Несмотря на импортозамещение, тренды на рынке РФ в основном будут соответствовать глобальным. Первый вектор развития рынка – это интеграция различных сервисов коммуникации в комплексные решения сегментов UCaaS (Unified Communication as a Service) и WCT (Work Collaboration Tools). Дальнейшее проникновение этих сервисов будет расти вместе с развитием гибридного формата работы.

Во-вторых, мы увидим рост экосистемы вокруг сервисов ВКС. У того же Zoom есть собственный магазин приложений, значительно расширяющих функционал продукта.

Третий тренд – расширение возможностей продуктов. Zoom, начав с решения задач ВКС, добавил функционал АТС, виртуальное лобби, Zoom Phone. Обычные видеозвонки уже стали коммодити – «бросовым продуктом», встроенным в большинство приложений. Даже электронная почта Google или Mail.ru имеет подобный функционал.

Но мы ожидаем появления и локальных трендов. Так как рынок в России теперь небольшой, будет происходить консолидация, в том числе в рамках создания UCaaS/WCT решений. Считаю, что через пять лет в России останется не более трех основных игроков крупнейших экосистем. Причина – развитие IT-продуктов такого уровня требует значительных инвестиций, поэтому консолидация неизбежна. Скорее всего, на рынке останутся продукты, которые имеют простой и удобный интерфейс, выдерживают высокие нагрузки, а также удовлетворяют запросы как обычных пользователей, так и требования бизнеса.

Вернется пандемия и локдауны или нет – больше не важно с точки зрения развития рынка ВКС. За два с лишним года в компаниях поняли, что вполне можно обойтись без офиса, поэтому переход на удаленный формат работы не остановить. Согласно прогнозам Gartner и BCG, к 2023 г. количество удаленных работников вырастет вдвое и 2/3 сотрудников цифровых профессий не будут привязаны к офису. В 2024 г. 75% пользователей из Ent-компаний (численность сотрудников – от 250 человек) не будут пользоваться телефоном, а 30% всех встреч будет проходить онлайн.

Российские решения вполне могут заменить по функционалу зарубежные, для этого есть и условия, и спрос на продукт. Но существует одна принципиальная сложность для отечественных разработчиков – за время пандемии пользователи привыкли к тому же Zoom, а Skype был известен задолго до коронавируса. Это будет влиять на темпы развития отечественной ВКС, поэтому игрокам рынка нужно будет заново знакомить пользователя с видеоконференцсвязью, но уже с российской.