Экономика глобального недоверия
Мир уже давно находится в фазе ужесточения торговых войнВ результате разразившейся в 2020 г. пандемии вопрос доверия в экономике большого числа стран и в масштабах всей мировой экономики стал весьма актуальным. Ведь рост числа межстрановых барьеров, нарушение цепочек поставок, разрыв производственных, научных и культурных связей, хаотичные действия правительств по введению локдаунов привели к всеобщей неуверенности в завтрашнем дне. Не случайно восстановление доверия в мировой торговле и цепочках поставок стало одним из важнейших вопросов в повестке пленарных онлайн-заседаний Всемирного экономического форума в Давосе в январе текущего года.
Рост недоверия – проблема не только последних лет. В ежегодном исследовании «Барометр доверия», проводимом компанией Edelman, отчетливо прослеживается тенденция снижения уровня доверия к различным институтам в случае проблем в экономике. Наиболее примечательно содержание доклада «Барометр доверия» 2022 г., который получил название «Круговорот недоверия» (TheCycleofDistrust). Опрос более 36 000 респондентов из 28 стран показал, что больше половины опрошенных (6 из 10) не доверяют чему-либо, пока не увидят воочию подтверждение достоверности. Государства и СМИ воспринимаются как «раскольнические силы» почти половиной респондентов, а политическим лидерам и журналистам люди склонны доверять менее всего. Уровень беспокойства о том, что фейковые новости используются в качестве оружия, достиг максимальных значений за всю историю проведения исследований – так считали 76% опрошенных.
Эти результаты для 2022 г. были получены еще до начала СВО на Украине. Доклад был опубликован в январе этого года, а сам опрос проводился в ноябре 2021 г. Очевидно, что масштабы кризиса доверия в обществе, при этом в глобальном масштабе, с тех пор выросли в разы, и каким будет название доклада в следующем году, остается только догадываться.
Кризис доверия – это не просто социальное явление, а важнейший фактор, который определяет и многие экономические процессы. Открытые проявления данной взаимосвязи мы можем видеть уже сегодня. Введение масштабных санкций приводит к крайне сложной внешнеэкономической обстановке, разрыву связей и договорных отношений и, как следствие, к стремительному росту недоверия.
И это лишь верхушка айсберга. Сегодняшнее, казалось бы, сплочение большого числа стран в санкционном преследовании России на самом деле выливается в усиление недоверия между большим количеством субъектов мировой экономики. Даже крупные и устойчивые экономики, имеющие значительное влияние на мировой арене, начали серьезно опасаться рисков введения санкций, аналогичных российским, а также последующего замораживания активов и несоблюдения любых установленных ранее договорных отношений.
В частности, китайское правительство и центральный банк вместе с представителями работающих в Китае банков еще в апреле этого года провели экстренное обсуждение возможных последствий в случае введения масштабных санкций против Китая, в том числе по заморозке активов. Нарастающий американо-китайский конфликт усугубляет ситуацию. И очевидно, что Китай будет принимать меры, нацеленные на повышение безопасности китайской экономики от санкций и экономических войн.
На фоне глубокого кризиса доверия меняют свои действия и страны Запада. Пока страны ЕС ищут альтернативных России поставщиков энергоресурсов, США пытаются снизить зависимость от китайских редкоземельных металлов и наращивают инвестиции в производство полупроводников, ограничивая вложения американских компаний в данную сферу в Китае. И так далее.
Очевидно, что эпоха круговорота глобального недоверия затянется не на год и не на два. Складывавшийся десятилетиями миропорядок более или менее открытых рынков и определенных международными соглашениями и организациями правил игры на них стремительно рушится. Что это значит для российской экономики сегодня?
Во-первых, многие международные экономические соглашения могут уйти на второй план. Это не повод для бездействия, а шанс для рывка вперед.
Реализация многих международных соглашений пробуксовывала и до глобального кризиса, вызванного событиями на Украине. Например, очевидно, что эпоха ВТО ушла и мир уже давно находится в фазе ужесточения торговых войн.
Это не значит, что нужно отказываться от национальных целей, поставленных в рамках международных соглашений. Яркий пример тому – политика по предотвращению изменения климата. Ренессанс угольной энергетики в Европе в результате отказа от российского газа отодвинет задачи по снижению выбросов парниковых газов на время на второй план. Но Китай планирует в то же время увеличить мощности возобновляемой энергетики как минимум в 2 раза к 2025 г. по сравнению с 2020 г. А это значит, что мировой тренд на развитие чистой энергетики и сокращение выбросов остается актуальным. И для России сегодняшнее замедление климатической повестки на Западе – это возможность войти в число лидеров по снижению выбросов, учитывая наличие природного газа, гидропотенциала и технологий атомной энергетики.
Во-вторых, те меры и модели экономической политики, которые основаны на доверии, требуют адаптации и трансформации.
Многие центральные банки ряда стран начинают уже адаптировать свои действия под новые условия, будучи готовыми к отходу от ранее принятых парадигм ради того, чтобы субъекты экономики оставались уверенными в поддержке с их стороны. Несмотря на официальное сохранение приверженности цели по инфляции в 2%, даже в условиях годовой инфляции на уровне 8,9% в июле этого года ЕЦБ, например, не идет на резкое повышение ставок, предпочитая постепенные шаги и сохранение стабильности со стороны регулятора в условиях общей турбулентности.
Стоит пересмотреть подходы к своей политике и Банку России, учитывая тот факт, что уровень доверия к регулятору снижался и до начала СВО. Опросы ФОМа показывали снижение доли респондентов, заявляющих о доверии ЦБ, с более чем 40% в 2015–2017 гг. до 29% в январе 2022 г.
В-третьих, важно не допустить чрезмерного закрытия государства от собственных граждан и бизнеса и роста недоверия внутри страны.
В сложных для страны глобальных условиях важно не допустить чрезмерной закрытости внутренней госполитики от субъектов российской экономики. Ведь закрытость данных, в частности, будет крайне усложнять разработку стратегий и принятие управленческих решений бизнесом. Одновременно с этим нужно остановить разрастание госсектора, учитывая, что именно госкомпании в наибольшей степени подвержены санкциям и в первую очередь вынуждены становиться непрозрачными в своей деятельности.
Важно понимать, что изменить ситуацию с доверием в глобальном плане сейчас крайне сложно. Восстановление разорванных связей и переход от конфронтации к сотрудничеству займут, вероятно, даже не годы, а десятилетия. А вот обеспечить рост доверия между гражданами, бизнесом и государством внутри страны – задача вполне решаемая и крайне актуальная. При этом укрепление доверия могут сегодня обеспечить лишь реальные действия в государственной экономической политике – новые нестандартные решения и шаги, обеспечивающие в явном виде ускоренный экономический рост.