Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей

В России сложилась непростая ситуация с науками об образовании

Новый учебный год станет знаковым для всего образовательного сообщества: грядет Год педагога и наставника, профессия учителя еще никогда не была в таком фокусе общественного внимания. И здесь уместно напомнить: без опоры на серьезную науку невозможно ни обучение, ни воспитание. Но ситуация с науками об образовании, к сожалению, у нас в стране очень непростая.

Мы провели анализ всех диссертационных работ по педагогическим наукам за последние 10 лет. Что он показал? На первом месте по количеству защищенных работ находится иностранный язык. Гораздо меньше защищались по вопросам преподавания литературы, истории, географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. Отсутствуют диссертации за 10 лет по направлениям родной язык, обществознание, культурология, гуманитарные и общественные науки (уровни начального образования).

Получается, что те предметы, которые формируют человека и гражданина, – по ним у нас самый большой провал. Ключевой вывод, который мы делаем: в России в последние годы сложилась сложная ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов – кандидатов и докторов наук – в области методики преподавания важнейших для нашего государства предметов. Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей.

Коллеги из Высшей аттестационной комиссии отмечают: педагоги в «антирейтинге» по лишению ученых степеней – одни из первых. Для диссертаций в области наук об образовании характерны уход от острых актуальных проблем к темам, «удобным для защиты»; нехватка критического анализа, бездоказательность выводов, отставание исследовательских концепций от наработок педагогов-практиков, что делает научные изыскания неактуальными.

Главная задача – поднять качество исследований и научных работ в области педагогики, постепенно менять направления и тематику защиты. Необходимо планирование тематик исследований, которые ведутся в области педагогических наук, на государственном уровне. Важно сделать упор именно на тех направлениях, где произошел самый серьезный провал. И мы будем давать такие рекомендации вузам и научным организациям после широкого обсуждения с профессиональным сообществом. Если этого не сделать, есть риск, что отрасль на долгие годы останется без серьезной научно-методической поддержки и развития.

А она действительно необходима. В 2022 г. Центр развития педагогического образования РАО провел мониторинг 2500 педагогических образовательных программ, участниками которого стали почти 150 вузов.

Выводы наших ученых здесь также неутешительные. В некоторых случаях учителям не хватает практической подготовки или, того хуже, предметной, когда учителю математики даже саму математику преподают недостаточно. И на что мы обращаем особое внимание – это слабая научно-исследовательская подготовка будущих учителей. В 27% учебных планов для будущих педагогов полностью отсутствует научно-исследовательская практика. Поэтому вовлечение молодежи в науку тоже очень серьезная точка приложения усилий.

В 2022 г. мы впервые ввели отдельную номинацию «За научные достижения в сфере практической педагогической деятельности» в рамках конкурса на соискание медали РАО «Молодым ученым за успехи в науке». Уверена, что в скором времени в педагогике появятся новые имена, новые Макаренко, Сухомлинские, Ушинские...

И здесь не могу не упомянуть о том, что уже в годы Великой Отечественной войны сотрудники Академии педагогических наук РСФСР начали вести практическую работу на базе 26 опытных школ, где выступали с лекциями по педагогике, психологии и методике. Академия педагогических наук задавала научные перспективы, потом шла апробация, затем принималось решение о внедрении. Это была неразделимая триада. И сегодня нам нужно к ней вернуться: без опоры на науку ответить на те серьезные вызовы, которые все более остро встают перед системой образования, просто невозможно.