Дым без огня

Продуманная система регулирования вейпинга позволит обезопасить рынок и повысить налоговые платежи

Россия медленно, но верно идет по пути сокращения потребления табака. В новом 2022 г. курильщиков ожидают новые запреты, штрафы и ограничения. Меры нацелены на реализацию антитабачной концепции, которая предусматривает снижение числа курильщиков среди взрослого населения к 2035 г. до 21% с текущих 26%. Основным методом достижения этой цели избрано максимальное усложнение жизни курящему населению.

Насколько это эффективно, однозначно ответить сложно. С одной стороны, официальные данные свидетельствуют о том, что с 2009 по 2019 г. количество курильщиков в России уже сократилось почти на 40% – с 44 млн до 27 млн человек. Правда, одновременно с этим черный рынок табачной продукции вырос в 10 раз за последние 5 лет, и сейчас, по тем же официальным данным, как минимум 12,1% сигарет продается нелегально.

Опыт других стран, также нацеленных на сокращение табакокурения и добившихся на этом поприще существенного прогресса, свидетельствует о том, что наибольшая эффективность достигается, если действовать не только кнутом, но и пряником. В том числе, стимулируя переход потребителей на альтернативные продукты, т. е. другие виды доставки никотина в организм. К примеру, в Великобритании сейчас насчитывается 3,6 млн вейперов и 5,9 млн курильщиков. Курильщики массово отказываются от традиционных сигарет и переходят на пар, чему немало способствует правительство, официальная позиция которого заключается в том, что вейпинг на 95% безопаснее, чем курение. По этому же пути идут и другие европейские государства: Франция, Италия, Испания.

В России государственные органы официально предупреждают граждан «об опасности курения вейпов», а на повестке дня – требования новых более жестких ограничений для этой категории со стороны депутатов и общественников. Почему в Европе вейпы работают на снижение табакокурения, а в России попали под прицел властей?

Главный фактор – это разнообразие. Вселенная вейпов огромна, устройства различаются по целому ряду характеристик и не все они одинаково безопасны. Вейпинг относится к методу вдыхания веществ, который доставляет в организм что угодно – от витамина D со вкусом черники до никотина в самой разной концентрации. Вопрос в том, какую жидкость производитель продает покупателю, знает ли покупатель ее состав и кто регулирует этот вопрос.

Именно поэтому российское регулирование данной сферы находится, по сути, в зачаточном состоянии. Эффективность госуправления будет тем выше, чем шире будет дифференциация: открытые устройства надо регулировать одним образом, закрытые – другим, одноразовые – вообще третьим. Устройства – это одна сертификация, жидкости – другая. Привести к единому знаменателю крайне сложно.

Там, где нет четкого регулирования, немедленно возникает и процветает «серый рынок», который ищет дырки в законодательстве. А это действует на государство как красная тряпка на быка. Возьмем в качестве примера одноразовые вейпы: они пришлись по вкусу не только потребителям, но и теневым продавцам, продающим их и в интернете, и с нарушением требования о закрытой выкладке в офлайн. Огромным количеством разнообразных вкусов они привлекают подростков-потребителей и формируют новый класс несовершеннолетних «бизнесменов», торгующих в школах ЭСДН с запредельным содержанием никотина наряду с запрещенными бестабачными «снюсами» («никпэками»). Черный рынок контрафактной продукции подрывает возможность развития добросовестного рынка ЭСДН, наводя тень на легальных импортеров и продавцов в глазах общества и законодателей.

Очевидно, что глядя на такую картину, чиновник хочет все это запретить. Поэтому в нашей стране и рождаются все новые и новые инициативы по ужесточению регулирования.

В мире уже накоплен достаточный позитивный опыт в данной сфере, и российские законодатели имеют все возможности для создания взвешенной и, главное, эффективной системы регулирования, учитывающей лучшие мировые практики.

В их числе – ужесточение фискальной политики в части повышения налогообложения в зависимости от содержания никотина в жидкостях для электронных сигарет. Этим путем, кстати, идет Швейцария. Такой подход означает, что налоги будут расти вместе с ростом содержания никотина. Для одноразовых электронных сигарет или устройств, использующих картриджи, налог будет взиматься в зависимости от количества содержащейся в них жидкости, независимо от содержания никотина.

Еще один успешный опыт – это создание системы критериев и регламентов, позволяющей четко разделить продукцию на легальную и не соответствующую нормативам. Это обезопасит потребителей, которые не могут (а на самом деле и не должны) разбираться во всех тонкостях и нюансах вейпов. Для потребителя важно знать одно: есть легальная продукция, соответствующая требованиям законодательства – она менее вредная; а есть другая – нелегальная, которая не вписывается ни в один регламент, и покупать ее точно не стоит. Ведь самое страшное – это рост потребления подростками нелегальных дешевых контрафактов, которые они смогли купить на карманные деньги в интернете или у «барыги»!

Государство должно поддерживать легальный бизнес, добросовестных производителей и ритейлеров, у которых есть стремление работать в рамках закона и сделать свой продукт качественным. Сейчас же они ходят по острому краю: отсутствие регулирование для них – это риск, игра с непредсказуемыми последствиями.

Легальный рынок – это не только снижение вреда здоровью, но и налоговые сборы, рабочие места, мелкий бизнес, приносящий доходы. Зачем его убивать? Обеспечение добросовестной конкуренции позволит легальным игрокам на рынке не проигрывать изготовителям «контрафакта» в стоимости и не уходить за ними «в тень».

Нелегальный рынок «понимает» только четкую систему наказаний за нарушения законодательства продавцами и производителями. А если рынок не отрегулирован, значит, строгой системы санкций просто нет.

Безопасность употребления ЭСДН целиком и полностью зависит от грамотных действий правительства государств, в том числе и в нашей стране. Безграмотные и архаичные методы запретов и антипропаганды, гонения приведут лишь к процессу формирования «черного рынка» и тяжелым последствиям для благополучия нации сейчас и в будущем.