Стоит ли разгонять виртуальные митинги
«Разговорчики» позволяют людям выговориться – это важно и безопасноНесколько дней назад, а именно 20 апреля, сидящая на самоизоляции Россия познакомилась с новым для себя явлением – виртуальными митингами. При помощи сервиса «Разговорчики» (говорящее, конечно, название) в «Яндекс.Навигаторе» граждане стали собираться дистанционно на главных площадях в крупных городах – все началось в Ростове-на-Дону, а уже позже люди собрались также в Москве у Кремля и в Петербурге на Дворцовой площади.
Продлилась вся эта вакханалия выражения накопившихся гражданских эмоций не очень долго, так как вскоре сообщения, содержавшие в основном критику действий российских властей во время пандемии, в сервисе стали быстро стирать. По сути, виртуальные митинги виртуально разогнали.
После этого пресс-служба «Яндекса» сообщила, что компания не собирается закрывать сервис «Разговорчики», но призывает использовать его по назначению: «Мы не станем закрывать «Разговорчики», так как считаем, что общение водителей, которые находятся на одной дороге, – необходимая часть навигационного сервиса».
В свое время великий американский писатель-фантаст Филип К. Дик задал важный вопрос в одной из своих книг: «Снятся ли андроидам электрические овцы?» С поправкой на время мы можем сформулировать свой не такой уж фантастический вопрос про современную Россию: «Стоит ли разгонять виртуальные митинги?»
В России по-прежнему довольно сильно разобщены протест экономический и протест политический, общественный, гражданский. И в сердцевине второго протеста находятся довольно законопослушные люди, не живущие (пока) на грани отчаянья, – интеллигенция крупных городов, локальный средний класс, идеалисты-студенты.
Вспомните протесты лета 2019 г. и вообще всех последних лет и посмотрите на них на контрасте с любыми крупными акциями протеста в западноевропейских странах: там не было не то что разбитых витрин, не было даже вытоптанных газонов, а несогласованные шествия соблюдали правила дорожного движения, останавливаясь на каждом светофоре.
Трудно оценить социологически, те же самые люди участвовали во флешмобе в сервисе «Разговорчики» или к ним присоединился и кто-то новый, но одно можно констатировать однозначно: по своей природе была снова максимально беззубая и неопасная для власти акция, просто красивый коллективный жест, позволяющий стравить сгустившийся за последние недели пар негодования. Не давать людям даже и такой возможности – значит позволить этому пару взорваться.
Понятно, что любая неподконтрольная протестная активность сейчас страшит российские власти, но, возможно, лучше уж давать людям, и без того ошалевшим от заточения в домах и без какой-либо помощи и, что хуже, понимания, что будет дальше, выговориться в сервисе «Разговорчики», чем довести их до точки полного кипения и смотреть, что произойдет тогда.
А произойти может что угодно. Для начала ситуация с экономическими протестами во Владикавказе, напоминавшими по формату уже больше голодные бунты, может повториться не в одном городе, а в десятках городов. Функция свободы слова (как, впрочем, и вообще все здоровые политические механизмы) и заключается в том, чтобы давать людям возможность выговориться, обменяться мнениями, добиться чего-то. Там, где нет свободы слова, рано или поздно начинаются не бархатные шествия с остановкой на светофоре, а уже действительные, а не вымышленные беспорядки.