Правительство контролеров
Власть в российской бюрократической среде давно перетекает от исполнителей к тем, кто их контролирует, – теперь и в правительствеКажется, никогда еще так много командных высот в правительстве не занимали люди, для который контроль и проверки были бы центральной составляющей профессиональной репутации
Объявленные назначения в новое правительство наглядно демонстрируют давно отмечавшуюся тенденцию: в бюрократических учреждениях, из которых состоит российское государство, власть постепенно перетекает от тех, кто исполняет титульные функции, к тем, кто проверяет и контролирует других, – теперь это правило подтверждено и на высшем уровне.
Правительство возглавил Михаил Мишустин – бывший руководитель налоговой службы, по общему мнению технократ, признанный в узких кругах специалист по учету и контролю. Когда про нового премьера хотят сказать хорошее, вспоминают, что в предыдущей своей ипостаси он наладил электронные системы учета, позволяющие налоговикам видеть, к примеру, каждый выпущенный в стране кассовый чек в единой системе, – да-да, и ваш последний поход в магазин тоже – или сверять цепочки платежей НДС между контрагентами на шесть итераций вглубь. Благодаря отлаженному учету выездных проверок стало меньше, бизнес намного меньше жалуется на грубость и вымогательство проверяющих – хотя бы просто потому, что сталкивается с ними в разы реже. Налоговые платежи при этом выросли на 40% за последние пять лет – все бы ничего, но это в 33 раза больше, чем скорость роста собственно экономики. Такой быстрый рост налоговых платежей и здоровой-то экономике вряд ли пошел бы на пользу, а в период стагнации более чем проблематичен. Но логика контроля и учета берет свое.
Нет ничего удивительного в том, что новый премьер привел с собой в правительство несколько специалистов из ФНС, профессионалов примерно того же профиля – не будем на них останавливаться отдельно. Посмотрим, кто еще появился. Новый вице-премьер Виктория Абрамченко до назначения возглавляла Росреестр, занималась отладкой недавно созданного Единого государственного реестра недвижимости. Еще один специалист по сплошному учету – на этот раз речь об имуществе россиян. Новый министр просвещения – Сергей Кравцов – работал прежде главой Рособрнадзора. Именно под его руководством проходили массовые проверки в вузах, закрытие действительно недобросовестных «фабрик дипломов» и попытки закрыть ведущие центры изучения социальных наук в стране – Европейский университет в Петербурге и Московскую высшую школу социальных и экономических наук – на столь же формальных основаниях: выдающиеся по своим качествам учебные заведения так же сильно отличаются от стандартного усредненного шаблона, как и самые отстающие, и едва не попали под ту же «гильотину». Среди заслуг нового министра, помимо закрытия «помоечных» вузов, называют также качественно отлаженный контроль за проведением ЕГЭ. Правда, учителя стали жаловаться на обилие бесплатной и принудительной работы, школьники стонут от подготовки к тесту, вытесняющей учебу в школе, но следует признать, что жульничество действительно удалось победить практически полностью. Так или иначе перед нами еще один специалист, чьей профильной специализацией являются контроль, учет и проверки. Дальше идет новый министр здравоохранения Михаил Мурашко, в прошлом руководитель Росздравнадзора. Функционал этой надзорной организации – проверки медучреждений, маркировки лекарств и прочие разрешения и запреты, учет и контроль в области медицины.
Разумеется, приведенный список не исчерпывает новых назначений – в правительство пришли и совсем другие люди, с иным бэкграундом. Но, кажется, еще не было никогда, чтобы так много командных высот в правительстве – по крайней мере в гражданской его части – занимали люди, для которых учет, контроль и проверки были бы не какой-то определенной частью работы, как у любого высокопоставленного менеджера, а основной профильной функцией в высшей (до нынешнего назначения) точке карьеры, личным коньком и центральной составляющей профессиональной репутации.
Что помогает контролерам подняться на самый верх бюрократической пищевой цепочки, обогнав непосредственных исполнителей? Главная причина в низком доверии: начальники не доверяют подчиненным, уверенные в их лени, небрежности и склонности к коррупции; не доверяют и смежникам из других ведомств – полученную от чужих сотрудников бумажку непременно надо проверить силами своих, а потом еще сверху перепроверить проверяющего, – и никто, разумеется, не доверяет людям извне системы, просто гражданам. Множатся и становятся более детальными правила и регламенты, экспоненциально растет отчетность, множатся запреты, ограничения и требования, а с ними и поводы для учета и контроля. В такой системе постепенно главными становятся те самые исполнители контрольно-надзорных функций, которым доверено надзирать за самими проверяльщиками. Еще важнее, конечно, силовики, которые могут проверить самых высокопоставленных контролеров, еще выше прокуратура, которая наделена правом надзирать за силовиками. Если искать смысл в новых назначениях, нужно предположить, что контроль и учет станут одной из главнейших целей нового правительства. Если же считать их простым результатом аппаратной борьбы, можно просто отметить, что погоды стоят предсказанные и бюрократический вес контролеров растет.
Автор – социолог, доцент Высшей школы экономики, Санкт-Петербург.