Как хоккей становится гибридным
Одновременный эфир двух игр и реакция на две «правды» – это больше чем просто забавный анекдотЭксперты применяют эпитет гибридный к самым разным сторонам жизни современной России от безысходности. Это пояснение, которое ничего не поясняет
На долгих новогодних каникулах жизнь в России привычно погружается в летаргический сон и обыкновенно не происходит ничего примечательного, особенно в жизни СМИ. В редакциях остаются несчастные дежурные, а прочие журналисты отправляются доедать оливье. Но в прошедшие праздники отечественные медиа сумели преподнести нам курьез, который куда более показателен, чем может показаться на первый взгляд.
Вечером 5 января молодежная сборная России по хоккею проиграла канадцам в финальном матче со счетом 3:4, однако значительная часть пользователей социальных сетей была убеждена в обратном. Они полагали, что наши выиграли 5:3. Более того, фанаты стали делать замечания изданиям, которые сообщали «фейкньюс» о поражении сборной.
Дело в том, что один из крупнейших спортивных телеканалов решил одновременно с прямой трансляцией игры на «Первом» показать тоже финал хоккея и тоже с канадцами – но 2011 г. Тогда россияне действительно выиграли – и действительно со счетом 5:3. Никаких специальных анонсов и плашек не было, так что подмену не так просто было заметить. В итоге многие зрители так и не поняли, что происходит. По итогам «консервного» матча с победой поздравляли, например, депутаты Госдумы и футболисты сборной России.
Так что это было – просто забавный анекдот или что-то большее? Нам не известны подлинные мотивы того, кто принял решение поставить запись одновременно с прямым эфиром, но едва ли стоит подозревать тут многоходовую манипуляцию. Произошло что-то очень характерное для нашего современного общества: мы видели гибридную правду.
Назвать ложью это нельзя, ведь телеканал не утверждал, что показывает прямой эфир. Просто все так сложилось, что матч девятилетней давности выглядел всамделишным. Это правда с оговорками, правда-штрих, гибридная правда.
Если задуматься, само по себе слово «гибридный» мало что означает. Словари дают такие значения: смешанный, комбинированный, сочетающий в себе признаки различных предметов и явлений. Легче от такого определения не становится. Но становится ясно, что эксперты применяют эпитет «гибридный» к самым разным сторонам жизни в современной России от безысходности. Это пояснение, которое ничего не поясняет, а лишь констатирует гносеологическую беспомощность. Проще говоря, происходит черт-те что и мы не знаем, как это описать.
Если вспомнить уходящее десятилетие, 10-е гг. XXI в., то можно выявить общую закономерность. По мере того как слова, понятия и явления теряли привычный, а затем и какой бы то ни было смысл, они возвращались к нам вместе со словом «гибридный».
Взять хотя бы два самых известных примера: гибридная война и гибридный авторитаризм. Действительно, то, что происходит вот уже шесть лет в Донецкой и Луганской областях, нельзя назвать войной, потому что под словом «война» мы понимаем что-то тотальное, когда страна идет на страну, разрываются отношения, летят самолеты и едут танки – как во Вторую мировую, например. Но и миром происходящее там тоже нельзя назвать.
То же и с авторитаризмом. Российская политическая жизнь по существу гибридна на всех своих этапах. Элементы демократического декора – от парламента до свободы слова – у нас очевидно гибридные. Мы все понимаем, что, когда говорят «суды» про Россию, имеют в виду нечто другое, чем в странах Запада. Управляемые суды? Телефонные суды? Гибридные суды? Элементы репрессивные тоже при этом являются гибридными: то репрессии приходят точечно, то уходят, оттепель приходит на смену очередным заморозкам, и объяснить это стороннему наблюдателю, особенно иностранцу, почти невозможно.
Вот, например, без эпитета «гибридный» тот факт, что послание президента Путина Федеральному собранию показывали 15 января на огромных экранах по всей Москве, можно было бы счесть проявлением культа личности, помноженного на киберпанк. Или предложенные им поправки в Конституцию – умеренной либерализацией. Но по факту и культ личности у нас тоже гибридный (в итоге СМИ сообщили, что показать трансляцию на огромных экранах удалось не везде), и поправки гибридные, и вообще вся наша жизнь гибридная, как трансляция архивного хоккея.
Уловка, хитрость, порой лень, а иногда дуболомная манипуляция – вот составные части нашей гибридной правды, про которую и так все всё понимают. Но сказать не могут.
Автор — сооснователь KF Consulting