Конституция против технократии
Вышедшие на улицы москвичи защищают закон от произвола чиновников и силовиковНа улицах собираются не просто граждане, требующие соблюдения Конституции, но и налогоплательщики
17-летняя Ольга Мисик, читавшая Конституцию омоновцам, – подлинный гражданин Российской Федерации. Не руководство этих молодых здоровых ребят, не Конституционный суд, не семья и школа, а юная девушка сделала за государство его работу – ознакомила изумленных силовиков с непосредственно действующими статьями Конституции, которые они попирали чуть ли не 1500 раз за день своими могучими ногами и руками. И за это им ничего не было, кроме похвалы начальства и одобрения посткрымского большинства. Статья 21 – достоинство личности, статья 22 – свобода и личная неприкосновенность, статья 31 – право на собрания, митинги и демонстрации (еще раз: статьи эти – прямого действия), статья 32 – право избирать и быть избранными.
Симптоматично изумление эффективного технократа Сергея Собянина, любимца московской огламуренной публики, «избранного» без конкуренции в рамках рекламной кампании лета-2018: как же так, выборы Московской городской думы, а понаехал на протестную акцию народ не из Москвы. Это все равно что сказать: мэрия-то – столицы, а работают в ней люди, в Москве не пожившие толком и духа города не чувствующие. Никто так ничего и не понял с «ночи длинных ковшей», когда нарушили право собственности – не московских лавочников, а предпринимателей всей страны. А теперь речь шла не о праве быть избранными депутатами Московской городской думы, органа, деликатно выражаясь, невидимого, а о защите ст. 31 Конституции Российской Федерации.
Надо позвать Ольгу Мисик к зданию мэрии, чтобы она и эффективным менеджерам зачитала главу вторую российской Конституции. Ну не Валерия же Зорькина об этом просить, он занят священной войной с ЕСПЧ. Когда речь идет об Основном законе – о, здесь нужна по меньшей мере миссионерская деятельность, как в джунглях, среди дикарей, живущих по своим законам. В случае путинской России – по своим подзаконным актам и ведомственным инструкциям, а также приказам непосредственных руководителей.
Забыли об одной вещи: на улицах и площадях собираются не просто граждане, требующие, как в декабре 1965 г., соблюдения Конституции, но и налогоплательщики. Персонажи, которые лупят людей дубинками и забрасывают их в автозак в отсутствие каких-либо законных оснований, их начальники, которые дают им команды быть жестокими, и их политические манипуляторы, для которых репрессии теперь инструмент управления страной, потому что фантазии у политтехнологов уже на большее не хватает, – все они живут за счет налогоплательщиков. Тех людей, которые вышли на площадь. И члены всех избиркомов, и представители администрации Кремля с их членовозами, и московские чиновники, перекладывающие плитку в одном и том же месте, а теперь еще и бордюры, – все они живут и работают на деньги налогоплательщиков. Те, кто охраняет задержанных, и те, кто провоцирует у некоторых из них «аллергию», – и они «сало русское едят» на деньги налогоплательщиков.
No taxation without representation – нет налогов без представительства: это называется – демократия налогоплательщиков. Она все никак не вырастет в человеческий рост в нашей стране: большинство, отдавая налоги и получая обратно чувство гордости за вставание с колен и Крым, по-прежнему считает благодетелем государство. Но, опираясь на кажущееся устойчивым большинство, нужно помнить: гоняясь за юным протестующим по переулкам похорошевшей столицы, можно пропустить глухое недовольство «глубинного народа». Вот, например, Шиес – куда уж «глубиннее», там не ступала лакированная туфля чиновника категории А. Однако люди год уже стоят против «технократического» решения по свалке – и не уходят. Что остается делать – давать распоряжение сверху губернатору и мэру «учесть мнение» жителей и доложить. Не остановить строительство, а доложить. Технократия!
Недопущение оппозиции к выборам в Москве и Петербурге – это ведь тоже технократический подход: будут мешать нормально работать и принимать единоличные решения по бордюрам. Столичный мусор в Архангельской области – это тоже технократическое решение: без совета с гражданами, без всякой там демократии, без экологической экспертизы. Может, свалку бордюром обложить в рамках «бордюрного авторитаризма». Во-первых, это красиво...
Технократический подход – почти военный. Почитайте стенограммы встреч президента с ответственными лицами – это же отчет нижестоящих военнослужащих перед генералиссимусом. Они на военном диалекте и изъясняются, даже те из них, у кого человеческое лицо присутствует. Вот давешняя встреча с Игорем Артемьевым, главой ФАС. Что он говорит Путину? «Будем за это перед вами отвечать». Не перед людьми – перед автократом. «Есть». Не есть в смысле питаться, а «есть» в военном смысле. Будет исполнено. А президент вникает в детали в духе «почему-подворотничок-не-подшит».
Вот так управляется страна. Не по Конституции, а по законам «эффективной» технократии. Не на принципах отчетности перед гражданами, которые платят налоги, а на принципах «будет-исполнено-разрешите-идти-виновные-будут-расстреляны».
И бордюры везде стоят красоты неописуемой...
Ну, теперь в соответствии с новыми веяниями это еще и оцифруют. Технократы должны учитывать реалии технотронной эры. И так действительно удобнее следить за своими гражданами и контролировать их.
Автор - руководитель программы «Внутренняя политика» Московского центра Карнеги