Градоначальник не защитил горожан
Сергей Собянин допустил произвол чиновников и полицейских, ставший причиной возмущенияМэр Москвы точно так же отвечает за тех, кто проголосовал за его оппонентов или, как подавляющее большинство москвичей, вообще не пришел на выборы
Сергей Собянин – больше не мэр Москвы. Он может формально числиться мэром еще неделю, год или даже десяток лет, но его пребывание в должности столичного градоначальника фактически закончилось в субботу, 27 июля 2019 г. Избиение и аресты мирных граждан на улицах города – показатель профессиональной непригодности мэра, какие бы прекрасные развязки и площадки и сколько бы станций метро ни было бы построено в предшествующий период.
Владимир Гельман, ведущий отечественный специалист по политической науке, ввел в новой книге «Политические основания «недостойного правления» в постсоветской Евразии» важный термин – «недостойное правление», описывающий структурно систему власти, сложившуюся у нас в России в начале XXI в. Систему, при которой государственное управление не направлено на улучшение жизни и страны, и ее граждан. В рамках этой системы нормой начинает казаться то, что никакой нормой не является. Как сложилась она в сегодняшней России – об этом целая книга, но отдельные примеры – не из книги, а из жизни – можно наблюдать в прямом эфире.
Дело не лично в Собянине. В любом цивилизованном городе мира силовой разгон мирной демонстрации, уличные аресты невооруженных и никак не проявляющих агрессии граждан, ночные обыски у кандидатов на выборах – нонсенс уже много десятилетий. Я понимаю, что не Собянин лично отдавал преступные приказы о применении силы к мирным жителям, об обысках и арестах тех, кто выступал за соблюдение Конституции и законов. Мэру Москвы не подчиняются напрямую ФСБ и полиция. Но можно было приехать на Тверскую и поговорить с горожанами, можно было разобраться с нарушениями выборного законодательства, которые привели к недовольству граждан, можно было отправить в отставку тех исполнителей, которые довели ситуацию до ручки. В конце концов, можно было приехать в какой-то из участков, где оказались задержанные москвичи, чтобы их поддержать. Можно было бы вечером приехать на Трубную, чтобы извиниться за насилие в течение дня. Настоящий мэр совершил бы это, даже если бы не был согласен с лозунгами протестующих.
Для этого нужно было только одно – чувство ответственности перед жителями города, мэром которого ты являешься. Мэр города, как и президент страны, – это не «мэр своих сторонников» и не «президент тех, кто за него проголосовал». Мэр Москвы точно так же отвечает за тех, кто проголосовал за его оппонентов или вообще не пришел на выборы (подавляющее большинство москвичей), как и за своих сторонников. В эти обязанности входит и защита избирательных прав москвичей, и защита мирных демонстрантов, и защита граждан от избиений на улицах и в полицейских участках.
От человека, который не смог защитить жителей своего города, я лично не жду ничего – в том числе заявления об отставке, которое было бы очень уместно сегодня. Президент должен освободить Сергея Собянина от должности мэра Москвы как не справившегося с работой. Он все равно уже не мэр.
Автор – профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики