Когда информационная блокада не работает
Власть действует в новую эпоху привычными методамиЛюбой протест в регионах в последнее время становится общероссийской повесткой вне зависимости от позиции традиционных СМИ
Все, что случилось в России с выборами, стало возможным только потому, что первые 10 или даже 15 лет путинского правления страна, в том числе политические и гражданские активисты, жила в иной информационной среде. Обыватели получали всю информацию из СМИ, важнейшие и самые популярные из них власть взяла под контроль еще в начале 2000-х, а оппозиция горевала, что ее в эти СМИ не пускают и потому она малочисленна и непопулярна.
То, что в 2019 г. вся Россия узнала о протестах в Шиесе и Екатеринбурге, – убедительная демонстрация силы новых коммуникационных технологий, позволяющих не просто координировать усилия, но и пробивать информационную блокаду официозных СМИ.
Еще несколько лет назад такое было невозможно. Например, массовые протесты против возведения церкви в Екатеринбурге происходили и в 2010 г., но тогда они не стали общероссийским событием. То же с другими сюжетами: освещая протесты в регионах в 2011–2012 гг., даже либеральные СМИ сообщали о численности участников, ссылаясь на данные МВД: других источников информации на местах у них не было.
Что говорить о регионах, если до последнего времени выборы местных органов власти Москвы и Петербурга со всеми нарушениями не занимали важного места в новостной повестке?
Что изменилось в последние годы?
Во-первых, оппозиции удалось создать эффективную и автономную от власти коммуникационную среду, позволившую общаться с миллионами граждан без санкции власти и минуя диктуемые ею ограничения.
Во-вторых, она освоила краудфандинг, что обнулило многолетние усилия власти по уничтожению материальной базы своих оппонентов.
В-третьих, под влиянием интернета российское общество, особенно молодежь, освоило широкий спектр вариантов самоорганизации. Волонтерские проекты и другие виды активности, координируемые через сеть, создали новую атмосферу, сформировали культуру массовой мобилизации не только для участия в уличных протестах, но и для сбора подписей в поддержку кандидатов.
В-четвертых, обновилась сама оппозиция, ее активные сторонники и лидеры. Недавний митинг в Москве показателен не только неожиданной для властей массовостью, но и тем, что его организовали и провели в большинстве своем совсем не те люди, которые недавно считались лидерами оппозиции.
Поэтому любой протест в регионах в последнее время обретает общероссийскую известность вне зависимости от позиции традиционных СМИ. Через соцсети и новые медиа из любого места можно получить полноценную картину происходящего и комментарии местных наблюдателей и непосредственных участников. Более того, команда Навального, например, научилась не только устраивать акции по всей России, но и централизованно освещать их в эфире собственного интернет-канала, сделать с которым власть ничего не может.
Все это происходит на фоне роста социального пессимизма широких слоев населения и нарастающих социально-экономических трудностей и создает совершенно новую политическую реальность.
На этом фоне неудивительно, что выборы в Мосгордуму оказались столь бурными и впервые за свою историю привели к массовым уличным протестам уже на старте кампании. Странно скорее, что их организаторы не внесли в свои планы поправок на новые обстоятельства и действуют так, будто на дворе середина нулевых. Между тем Москва не просто столица России, но и крупнейший ее мегаполис, где все упомянутые выше тенденции выражены максимально ярко.
Можно смело утверждать: если стратегия федеральной и московской власти на столичных выборах что-то и демонстрирует, то исключительно архаичность нынешнего политического режима на фоне развивающегося российского общества, особенно заметную именно в Москве и Петербурге.