Одобрение недовольных
Про рост недовольства властью чаще всего говорят самые бедные люди – но социологи его пока не наблюдаютОпрос о довольных/недовольных властью обратил внимание людей на нас самих – каково нам. И показал: одобрять-то одобряем, но недовольство наше растет
Интересная – для социологов – ситуация. Мало того что вопросом, что там с рейтингами, заинтересовался аж сам Кремль: что-то у вас с ними не так, разберитесь. Мало того что иные политики говорят о том, что «рейтинг падает», как об общеизвестном. Так теперь и в обществе заговорили, мол, растет недовольство. Подчеркну: мы говорим сейчас не о том, что растет недовольство, а о том, что такое мнение распространяется в публике.
Мы спросили у россиян, как им кажется, изменилось ли за последнее время количество людей, довольных властью и недовольных ею. На вопрос, как изменилось число довольных властью, основной ответ (51%) – число довольных уменьшилось. (Что довольных стало больше, сочли 11%.) На более резкий вопрос – число недовольных стало больше, меньше или не изменилось – пришел и более решительный ответ. Почти две трети (63%) сказали: число недовольных растет. Ответ противоположный давали в 10 раз реже.
Те, кто более других недоволен своим положением и положением в стране, они и про рост недовольства заявляют чаще. Это самые бедные люди, те, кому едва хватает на то, чтобы кормить и одевать себя и детей, а также люди предпенсионного возраста, которые так и не оправились от удара, нанесенного их жизненным планам повышением пенсионного возраста. Причины для их недовольства властями очевидны. Но тот рост, именно рост недовольства, о котором они хором заявляют, его мы пока не наблюдаем. Мы не раз сообщали, что доля не одобряющих деятельность Владимира Путина, поднявшись прошлым летом после подписания им этого закона примерно до трети населения, с тех пор так и осталась на этом уровне – дальнейшего ее увеличения не было. С точки зрения обыденной люди просто ошибаются. С точки зрения цензорской – распространяют недостоверную информацию. Можно предположить и еще более суровые оценки, мол, сеют злостную клевету. Но для социологов и рейтинги, и любые мнения о них все суть феномены общественного мнения. И с этой точки зрения результат о мнении, что доля недовольных растет, столь же достоверен, как и данные о том, что доля не одобряющих деятельность Путина не увеличивается.
Рейтинг Путина в его нынешнем размере (64% плюс-минус 2%), как показал опыт всей путинской эпохи, – это базовый уровень обобщенного согласия в нашем социуме. Почему российский социум конституирует себя через власть, и власть, персонифицированную в фигуре президента, – это вопрос не для газетной колонки. Но это так. А вопрос, почему людям кажется, что они стали к власти относиться более критически, имеет много ответов. Одни ответы дает улица, их успевают выкрикнуть демонстранты, пока их не упрятали в автозаки. Другие дают интернет-ресурсы, пока их не заблокировали. Третьи дают экономисты, подсчитавшие, что доходы населения который год в лучшем случае не растут.
Мы же, со своей точки зрения, скажем другое. Рейтинги тем или иным образом оценивают власть. А опрос о довольных/недовольных обратил внимание людей на нас самих – каково нам. И показал: одобрять-то одобряем, но недовольство наше растет.
Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»