Кто расплачивается за торговые войны

Торговые войны начинают власть имущие, но оплачивают ее простые люди
Именно деньги простых россиян обеспечивают успехи рапортующих о достижениях импортозамещения производителей

И у настоящих, и у торговых войн есть одно очень важное общее свойство -– их начинают власть имущие, а расплачиваться за них приходится простым людям. И хотя, безусловно, урон, наносимый торговыми войнами, не сопоставим с ужасами и страданиями, приносимыми настоящими военными конфликтами, но именно это неравенство между теми, кто принимает решение развязать очередной конфликт, и теми, кто в итоге оказывается его жертвой, объединяет все типы конфликтов между странами.

В пятницу произошел очередной эпизод разворачивающейся в мире торговой войны, которая уже стала самой масштабной протекционистской кампанией со времен Великой депрессии. На этот раз действующие лица – две крупнейшие экономики мира, США и Китай. Президент Дональд Трамп объявил о повышении тарифов с 10 до 25% на китайские товары, на которые приходится около $200 млрд экспорта, и заявил, что американская администрация работает над тем, чтобы обложить тарифами товары еще на $300 млрд. Китай уже ответил увеличением тарифов на американские товары на $60 млрд. Эскалация конфликта грозит очень серьезными последствиями для всей мировой экономики, и практически все рынки, включая российский, отреагировали на эти новости падением.

Американская администрация утверждает, что введение торговых барьеров должно защитить американских производителей и способствовать их развитию, но при этом забывает упомянуть, кто именно будет оплачивать эти успехи. А будут это вовсе не китайские производители, а американские граждане. Безусловно, китайские компании лишатся огромных денег из-за резкого сокращения экспорта в США. Но дополнительные средства, которые получат американские «отечественные» производители, придут не от них, а от американских же потребителей, которые вынуждены будут платить более высокую цену за товары этих самых производителей.

Недавнее исследование показывает, какую именно цену уже платят американские граждане за протекционистскую политику Трампа. После резкого увеличения импортных тарифов в 2018 г. цены на импортные товары выросли практически на столько же, на сколько были увеличены тарифы, не заставив экспортеров снизить цену. Кроме того, снижение конкуренции привело к тому, что и цены на американские товары также выросли. В результате всего этого реальные доходы американского населения снизились на $1,4 млрд в месяц, даже если учитывать дополнительные государственные доходы от увеличения таможенных сборов и увеличившуюся прибыль американских производителей.

За начинающуюся торговую войну страна расплачивается не только снижением потребления своего населения. Другие государства не спешат подставлять вторую щеку, а наносят ответный удар в виде увеличения своих тарифов, что приводит к потерям от сокращения экспорта у развернувшего ее государства. Еще одно исследование показывает, что уже первый эпизод торговых войн в 2018 г. привел не только к снижению импорта в США из попавших под удар стран на 32%, но и к снижению на 11% американского экспорта, пострадавшего от ответных мер. В итоге общее благосостояние простых американских граждан уже снизилось почти на полпроцента ВВП. А эскалация конфликта может привести и к еще большим потерям.

Американский опыт очень важно принимать во внимание при обсуждении российской внешнеторговой политики. Когда очередной российский бизнесмен или политик начинает говорить о дополнительных ограничениях на импорт и гордиться успехами российских производителей, которые не могли победить своих зарубежных конкурентов в честной борьбе, мы должны отдавать себе отчет в том, кто в конечном итоге расплачивается за эти успехи. Торговые войны истово поддерживаются людьми, которые могут себе позволить есть пармезан в Италии, а хамон в Испании. Именно они зарабатывают на том, что дешевые зарубежные товары не попадают на российский рынок. А скидывается им на эти деликатесы все население страны, которое вынуждено есть вовсе не пармезан, а подорожавший российский сыр. И именно деньги простых россиян, которые вынуждены платить более высокую цену за товары, попавшие под защиту от импорта, обеспечивают успехи рапортующих о достижениях импортозамещения производителей. Вполне возможно, простые россияне и готовы платить эту цену. Жаль, их никто не спрашивает.

Автор — ректор Российской экономической школы