За женщин, за экономический рост

Гендерное неравенство – это вопрос не только несправедливости, но и экономической неэффективности
Обеспечение женщинам равных шансов с мужчинами – это не борьба за абстрактное общее благо, а вполне конкретный способ достичь экономического роста

В преддверии Международного женского дня традиционно обостряется обсуждение проблем, связанных с гендерным неравенством. Несмотря на то что в России этот вопрос с каждым годом поднимается все активнее, особого прогресса не наблюдается. В международных рейтингах наша страна по-прежнему остается крепким середняком – существенно лучше арабских стран, но не в пример хуже, чем в большинстве стран Западной Европы. При этом основные проблемы России связаны с дискриминацией женщин на рынке труда и наличием «стеклянного потолка» – об этом говорит низкая доля среди руководителей высокого уровня как в бизнесе, так и в государственном управлении.

Во многом отсутствие прогресса в снижении дискриминации женщин связано с тем, что даже те, кто видит это как проблему (а это уже далеко не все население страны), формулируют ее прежде всего в терминах несправедливости. Это приводит к тому, что уравнивание позиций женщин и мужчин становится вопросом «публичного блага». Кажется, что отдельная фирма или организация должна чем-то жертвовать во имя общего блага. В такой ситуации, даже если руководители этой фирмы или организации сами отрицательно относятся к дискриминации и хотят добиться справедливости в стране, у них возникает «проблема зайца» – очень хочется, чтобы общая справедливость достигалась за счет других фирм и организаций, а не за счет моей.

Но дискриминация женщин на рабочем месте в гораздо большей степени является вопросом экономической эффективности. Назначая на руководящие должности мужчин вместо более квалифицированных женщин, любая организация и фирма сама себя наказывает и несет вполне ощутимые убытки. Отсутствие перспектив на работе заставляет многих женщин делать выбор в пользу роли домохозяйки, что приводит к тому, что фирмы не могут найти достойных кандидатов на открывающиеся вакансии. Более того, когда речь заходит о высококвалифицированных специалистах, гендерная дискриминация может подтолкнуть их к тому, чтобы и вовсе эмигрировать из страны.

При этом гендерная дискриминация может оказывать очень серьезный эффект на экономику. По недавним оценкам ученых, увеличение разницы в зарплатах между женщинами и мужчинами на 50% приводит к падению выпуска на душу населения на 35%. Это происходит как за счет неэффективного использования уже работающих женщин, так и за счет снижения их доли.

Последняя проблема особенно актуальна для России, где сокращение рабочей силы – серьезная экономическая проблема. В ситуации, когда увеличение трудовой миграции воспринимается крайне болезненно, эта проблема может решаться увеличением доли населения в рабочей силе. И здесь включенность женщин в рабочую силу – важный резерв. По данным Всемирного банка, участие женщин на рынке труда в России по состоянию на 2018 г. составляет 56%. Даже увеличение этой доли до уровня 1990 г. – 59% – привело бы к появлению 1,2 млн рабочих мест.

Чтобы решить проблему гендерного неравенства на рабочем месте, надо четко осознать, что это вопрос не просто справедливости, но и банальной экономической эффективности. Дискриминация женщин наносит существенный ущерб как экономике в целом, так и отдельным фирмам и организациям. Так что обеспечение женщинам равных шансов с мужчинами, особенно на руководящем уровне, – это не борьба за абстрактное общее благо, а вполне конкретный способ достичь экономического роста, который может оказаться поэффективнее многих национальных проектов.

Автор – ректор Российской экономической школы