Аутоиммунная болезнь России

Если национальной безопасности слишком много, то она начинает пожирать экономику
Неэффективное бремя излишней национальной безопасности богатые перекладывают на плечи бедных

Есть такие болезни – аутоиммунные. Иммунитет вдруг начинает атаковать сам организм. С этим явлением можно провести экономическую параллель, особенно в современной России, где роль иммунитета выполняют силовики.

С экономической точки зрения национальная безопасность – важнейшее общественное благо. Такие блага потребляются всеми вне зависимости от того, кто и сколько за них платит. Этим они отличаются от благ частных, тех, что продаются в магазинах. Поэтому если судьбу предложения общественных благ отдать на откуп рынку, то рынок «провалится» – предложение будет недостаточным. Предложением общественных благ занимается государство.

Государство становится естественной монополией. Экономисты монополии не любят. Там много неэффективностей. Тем более когда разговор идет о благе, адекватный уровень предложения которого сложно измерить. Поэтому в любой стране вокруг власти всегда вьется много силовиков-лоббистов. Они бьются за кусок бюджетного пирога. Для них это игра с бесконечным выигрышем: в безопасность деньги налогоплательщиков можно вкладывать как в черную дыру. При этом однозначно сказать, насколько хуже будет при меньших расходах, нельзя. Но можно рисовать мрачную картину, как страна оказывается в кольце врагов, и так обосновывать повышение расходов и «усиление иммунитета».

Если рынок не смог бы обеспечить национальную безопасность – произвести благо в достаточном количестве, то государство его перепроизводит. Прекрасный пример – США. Там оборонка имеет бюджеты, превосходящие бюджеты России, Индии, Китая, Франции, Великобритании и Японии вместе взятых. Иногда это перепроизводство идет еще и за счет других общественных благ – вроде бесплатной медицины и образования, как, например, в Северной Корее. Тогда это и становится похоже на аутоиммунную болезнь: страна начинает терять конкурентоспособность из-за чрезмерной силы силовиков.

Но может быть и еще хуже, когда силовые ведомства начинают открыто притеснять бизнес, инвесторов или население вообще – якобы в интересах безопасности. В недемократиях это принимает особенно уродливые формы. Но и в недодемократиях с высоким уровнем экономического неравенства возникают интересные эффекты. Если правящие элиты намного богаче, чем остальное население, то им в большей степени есть что терять и при внешней агрессии, и при оттеснении их от власти. Поэтому для элит рационально вкладывать излишние инвестиции в силовые ведомства: чтобы ни войны, ни внутренней оппозиции не было. Соблазн особенно высок, когда все население платит за это в равной степени. Неэффективное бремя излишней национальной безопасности богатые перекладывают на плечи бедных. Вот тогда аутоиммунная болезнь во всей красе.

Вообще, конечно, эти болезни не смертельны. Но без лечения они превращаются в системный, хронический недуг. Постепенно организм слабеет и погибает под воздействием внешних факторов. Наверное, это имел в виду известный британский историк Арнольд Тойнби, когда сказал, что великие цивилизации заканчиваются не убийством, но самоубийством.

Автор – проректор РЭШ по стратегическому развитию